Значение слова «своевольный»
Содержание:
Основные проявления и причины кризиса трех лет
В своей работе «Кризис трех лет» Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет.
Первыйизних—негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили, причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!».
При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, что синее — это зеленое, что лев — это собака и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но противоречит очевидности. Но это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и наперекор очевидности, чтобы выразить свое отношение другому.
Второйсимптомкризисатрехлет—упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, — это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь опять же можно видеть прямо.
Третийсимптомэтоговозраста—строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он «бунтует» против всего, с чем имел дело раньше.
Четвертыйсимптом—своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
Пятыйсимптом—протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.
Шестойсимптом—обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п. Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Седьмойсимптом—деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав. В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно.
Смирнова Е.О. считает, что последние три симптома (бунт, обесценивание и деспотизм) встречаются реже и имеют второстепенное значение.
По мнению психологов, причинамивозникновениякризисатрехлет являются:
— объективное возрастное развитие ребенка с переходом на новую, более высокую ступень психологического развития;
— при тенденции ребенка к самостоятельности взрослый сохраняет старый тип отношений и не перестраивает свое поведение, тем самым ограничивает активность ребенка;
— протест ребенка, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям.
Глава 2[]
Чтобы полностью следовать идеям и методам системы, необходимо признание двух положений: низкого уровня сознания и практически отсутствия воли и индивидуальности человека.
В. Вы сказали, что человек не имеет воли. Тогда как вы называете то, когда человек делает весьма реальное усилие преодолеть привычку или не делать то, что ему нравится делать?
О. Это либо притяжение к чему-нибудь, либо отвращение. Либо человек боится чего-то или недоволен чем-то, и это создает отвращение, или кто-то сказал ему, что он может что-то получить, и это создает притяжение. Это не в нем, это в вещах. Вещи либо притягивают, либо отталкивают его, но он называет это своей волей.
В. Значит, вы рассматриваете эту волю как совершенно ничего не стоящую?
О. Она — механична; она не имеет никакой ценности. Она может иметь объективную ценность в том смысле, что можно получить от нее нечто в материальном смысле. Но это не есть то усилие, о котором я говорю. Усилие начинается только тогда, когда есть усилие пробудиться.
Что может быть развито в человеке, это — сознание и воля, и они могут быть развиты, только если человек осознал, что он не обладает ими. Когда он осознает это, он увидит, что они могут быть только получены, но не даны.
Если люди начинают работать с целью достижения сознания и воли, они начинают понимать друг друга.
Безволие
Своеволие имеет обратную сторону – безволие. Безвольный человек не только не отстаивает свое мнение, но даже не озвучивает его вслух. Поэтому что его не попросят – он сделает, что о нем не скажут – стерпит. О них пренебрежительно говорят – «человек-тряпка». Конечно же, достичь чего-то в жизни безвольному человеку очень сложно, поэтому счастье и успех обходят таких людей стороной.
Многие полагают, что у безвольных людей вообще нет своего мнения. Но это не так. Внутри у них сидит глубокое несогласие с людьми, миром, жизнью. Только в отличие от своевольных, они однажды поняли, что спорить, не просто бесполезно, а небезопасно. Каким-то образом в них проросло убеждение, что если они проявят свое мнение, мир сотрет их в порошок. И они сделали выбор: не проявлять себя.
Поэтому мы можем сделать вывод, что безвольные люди – это те же гордецы, у которых нет энергии, чтобы отстаивать свое Я.
И своевольные, и безвольные считают себя правыми абсолютно во всем. Они стремятся реализовать только свои желания за счет других людей, пусть даже не всегда осознавая свои истинные мотивы. И также это люди, которые считают мир относительно себя недостойным, неправильным, искаженным – только их мнение имеет право на существование. Однако рано или поздно мир начинает «лечить» тех, кто перегибает палку в своей гордыне. Приходят неудовлетворенность, страдания и лишения. Поэтому если замечаете за собой какие-то проявления своеволия, лучше работайте с ними самостоятельно, не доводите его до «уроков жизни».
Глава 11[]
Если человек понимает идею дисциплины, он находит возможность работать против своеволия. Если он не понимает ее, он будет думать, что он работает, но в действительности он не будет работать, так как это будет только своеволие.
Ничто так сильно не развивает эмоциональный центр, как отказ от своеволия.
Приобретение воли отнимает длительное время, ибо сначала должно быть побеждено своеволие. В настоящее время необходима другая воля, воля школы, организации.
Я повторяю: путь к приобретению воли — это поставить себя под определенную дисциплину и не пытаться бежать.
В. Если человек осознает свою механичность, то способен ли он делать выбор в своих действиях или должен ждать приобретения воли?
О. Я сказал бы, что это дает выбор. В то же самое время ошибочно думать, что когда приходит осознание, это уже приносит возможность и силу. Человек может знать и не быть способным делать. Это наиболее трудная и неприятная ситуация, если человек начинает видеть и является неспособным делать что-либо. Вот почему в некоторых случаях лучше не начинать работать, если не готов идти до конца. Иначе можно метаться между двух стульев.
Воля, как она есть
Рассмотрим, что же такое здоровая, не искаженная воля?
Наша воля всегда связана с нашими желаниями. И чаще всего, если наши желания для нас важны настолько, что другие люди перестают что-то значить, появляется то самое своеволие. Но если мы согласуем свое желание с интересами других людей и встраиваем его в идею мира, в идею существования, наша воля остается все так же крепка и при этом мы слышим других людей. Могу с уверенность сказать, что люди, которые преуспели в своей жизни – это люди, которые умеют слышать себя и соотносить свое мнение с мнением окружающих, а также с законами этого мира.
Интуиция либо творчество – это умение слышать Господа, умение слышать высший разум, умение слышать природу и весь мир – сонастраивать свое мнение с мнением окружающих. Те, кто добился успеха, будь то в бизнесе или в творчестве, имеют особое чутье. Это люди, которые слышат мир, пусть даже не всегда осознают это.
Так вот, наша основная задача заключается в том, чтобы не отказываться от своего мнения и не отрицать мнение других, а научиться соединять их. Исходя из этого, я дам несколько советов.
- Научитесь заглядывать глубоко в себя и действуйте не из чувства протеста или сопротивления, и не из сознания своей правоты, а из глубинного ощущения природы своих желаний. То есть, действуйте от души. И я вам скажу честно, что душа не имеет своеволия, все искажения воли происходят в сознании человека.
- Каково бы ни было ваше мнение, каким бы правым вы себя не считали, научитесь слушать и слышать окружающих. Человек рядом с вами может быть тысячу раз не прав, но он может стать вашим учителем, даже если во всей его «не правой» речи вы найдете для себя хотя бы одно слово, которое может вас чему-то научить. И вы любого своего врага сможете превратить в друга.
- Научитесь сопоставлять свои глубинные чувства с мнением окружающих и приводить их в единую целостность. Например, я думаю так, вы думаете эдак – это все взгляды с разных сторон на одну проблему. Ваша основная задача – научиться собирать все точки зрения воедино.
- Собирая точки зрения, умейте обобщать и смотреть с более высокой позиции – так вы получите целостный взгляд на разные стороны вопроса. Развивая это качество, вы научитесь видеть мир с разных позиций, а значит, во всей его полноте.
- Поступайте исходя из целостной картины мира.
- Научитесь слышать не только себя и других людей, научитесь слушать и слышать мир, свою интуицию, интуицию других людей, подсказки из этого мира в виде образов, запахов, ваших снов, и ваша жизнь качественно измениться. Слушание и слышание – это важные навыки на пути к изменениям в лучшую сторону.
Несколько заключительных слов. Слушайте других. Искореняйте безволие и своеволие, умейте соединять разные точки зрения, умейте слушать себя и свою интуицию и в вашей жизни обязательно будет успех. Потому что ваша интуиция, как подсказка Бога, она хочет сделать вас обязательно счастливым. Будьте счастливы!
Предлагаем вам приобрести видеокурс «Лабиринты Судьбы». Он поможет правильно и полноценно построить жизнь, стать сильной, гармоничной личностью и реализовать ваши истинные желания
Глава 1[]
Отсутствие воли
…так как вы не можете помнить себя, вы не можете сосредоточиться; вот почему вы должны будете допустить, что не имеете воли. Если бы вы могли помнить себя, вы имели бы волю и могли бы делать, что пожелали бы. Но вы не можете помнить себя, не можете осознать себя и таким образом не имеете воли. Иногда вы можете иметь волю в течение короткого времени, но она направляется к чему-то еще, и вы забываете о ней.
Знание само по себе недостаточно. Человек может знать, а желания все же могут быть в противоречии, так как каждое желание представляет различную волю. То, что мы называем нашей волей в обычном смысле, есть только равнодействующая желаний.
“Воля” — совершенно ошибочное понятие; ее не существует. Воля может существовать только в человеке, который имеет одно управляющее “я”. Но до тех пор, пока он имеет много различных “я”, которые не знают друг друга, он имеет точно так же много различных воль; каждое “я” имеет свою собственную волю, не может быть одного “я” или одной воли. Но человек может прийти к состоянию, когда он приобретает управляющее “я” и волю. Он может достичь этого состояния только путем развития сознания.
Что со всем этим делать?
Сохраняйте спокойствие! Чем больше вы ругаетесь и распаляетесь, тем интереснее ребенку вас раздражать. Но если нет реакции — нет и желания закатывать истерику.
Начните поощрять самостоятельность ребенка. Не одергивайте его, а подсказывайте, как сделать правильно и хорошо. Ему это действительно необходимо. Вспомните метод Монтессори и предоставьте крохе действовать самому, пока он не попросит у вас помощи. И не пытайтесь контролировать его действия. Ваша задача — обезопасить малыша, чтобы он ни делал, и похвалить.
Ругайте только за провинность, за действительно неправильный поступок и ни в коем случае не критикуйте личность ребенка. Забудьте о фразах «Ты плохой», «Ты жадный» и подобных. Лучше сказать: мне не нравится такое поведение. Или спросить у него самого: ты уверен, что поступаешь правильно?
Наделите ребенка некоторой властью, дайте ему право выбора
Трехлетке очень важно чувствовать, что с его мнением считаются. Пусть он сам решит, какой суп будет на обед, сколько ложек каши он съест на ужин и какой мультфильм посмотрит после завтрака
Принцип таков: взрослые решают, между чем и чем будет выбирать ребенок. Но право сделать выбор остается за малышом. Не говорите маленькому упрямцу: сейчас же иди есть! Спрашивайте его: ты будешь есть сейчас или через пять минут?
Учите ребенка говорить о своих чувствах, обсуждайте с ним, почему произошел тот или иной конфликт с вами или между ним и мальчиком на площадке. А главное — помогите ребенку найти выход из ситуации и обсудите, что можно сделать, чтобы такое больше не повторилось.
И самое важное: не переставайте любить своего непослушного, капризного, требовательного непоседу. И постоянно напоминайте ему, что вы его любите
Пройдет пара месяцев — и все образуется. А пока что — спокойствие, только спокойствие!
У кого есть свободная воля?[]
Нью-Йорк, 1 марта 1924 г.
Вопрос: Имеется ли в вашем учении место для свободной воли?
Ответ: Свободная воля есть функция подлинного «я», функция такого человека, которого мы называем мастером. Тот, у кого есть хозяин, имеет свободную волю. Тот, у кого нет хозяина, не имеет свободной воли. То, что обычно называют волей, это некоторая согласованность между желанием и нежеланием. Например, ум хочет чего-то, а чувство не хочет; если ум окажется сильнее чувства, человек повинуется уму; в противоположном случае он будет повиноваться своим чувствам. Вот это и называется «свободной волей» обычного человека. Обычным человеком управляет то его ум, то чувство, то тело. Очень часто он повинуется приказаниям, исходящим из автоматического аппарата; в тысячу раз чаще его поведение направляется половым центром.
Свободная воля формируется в процессе онтогенеза на некотором его этапе и только через социум. Каким образом? Так как путь у людей разный и уровень очеловечевания их разный, то и уровень свободной воли будет разный.
Подлинная свободная воля может существовать только тогда, когда одно Я всегда направляет поведение, когда у человека есть хозяин, управляющий всей упряжкой. Обычный человек не имеет хозяина; его повозка постоянно меняет ездоков, и каждый из них называет себя «я».
Тем не менее, свободная воля — это реальность: она действительно существует. Но мы, каковы мы есть, не можем ее иметь. Свободную волю способен иметь подлинный человек.
Вопрос: Значит, людей, имеющих свободную волю, нет?
Ответ: Я говорю о большинстве людей. Те, кто имеет волю, имеют ее. Во всяком случае, свободная воля — это неординарное явление. Ее нельзя вымолить, нельзя купить в лавке.яяяяяя
Глава 8[]
Воля Абсолюта
Абсолют фактически создает только мир следующего порядка, и Воля Абсолюта не проявляется за пределы Мира 3. Так как число законов увеличивается, они становятся более и более механическими и сложными, и Воля Абсолюта не может проходить через промежуточную механичность и проявляться в низших мирах. Но она начинает, так сказать, двигать шар.
В. Почему Воля Абсолюта не заполняет всего?
О. Даже для Абсолюта не все возможно. Мы думаем, что если Абсолют есть начало и источник происхождения всех вещей, то Воля Абсолюта может делать все. Однако имеются некоторые вещи, которых Абсолют не может делать, так как он лишь создает определенные законы; эти законы создают другие законы и т. д. Абсолют создает только первый порядок законов. Если он захочет проявить свою волю на нашем уровне, он должен будет разрушить все эти законы. Мы окружены и управляемы множеством механических законов; когда мы начинаем видеть это, мы понимаем, что для Воли Абсолюта невозможно войти в наш уровень. Чтобы сделать это, Абсолют должен был бы разрушить все промежуточные миры, так как все зависит от законов, управляющих ими. Небольшое изменение означало бы разрушение всего Луча Творения.
В некоторой степени мы можем понять это по аналогии. Если мы примем человека за Абсолют и попытаемся найти конечные пределы, которые могут быть достигнуты внутри него самого по его воле, даже самое поверхностное знание человеческой физиологии дает нам ответ на этот вопрос. Воля человека (принимая ее за условное понятие) может управлять движениями всего тела, отдельных частей тела, некоторых органов и дыхания
Если человек сосредоточивает свое внимание на кончике носа, он начинает чувствовать его. Таким сосредоточением он может даже вызвать легкое ощущение в некоторых тканях
Но он никоим образом не может проявить свою волю в отношении какой-либо отдельной клетки в своем теле; клетки слишком малы для этого. Воля человека может проявить себя только в отношении тканей; в отношении клеток она уже не может проявлять себя.
Орейдж[]
Наши дискуссии о книге и наши интеллектуальные упражнения не были напрасными; они делают работу более сложной для нас только потому, что в нас существует «образование», основанное на теориях некоторой системы, далекой от нашей истинной природы. Мы должны учиться «делать» практически. У вас есть движения и танцы, и многие из вас в состоянии провести хотя бы одно лето в Приорэ. Гюрджиев говорит, что для некоторых может быть необходимо изучать теорию годами, и нормально то, что в итоге вы докажете теорию самим себе. Хассин был «безвольным» как любой из вас; он был, так сказать, «читателем книги, который старается ее понять». Для вас существует процесс практики и понимания. Когда мы «войдем в возраст» появится импульс «делания»; потом, руководимые пониманием теории, мы сможем быть способными «делать». Время, проведенное за книгой, не было потрачено напрасно – так что мы можем проводить еще больше времени за ней. Вспомните, Гюрджиев рассказал вам басню о мухе и слоне, и в качестве объяснения сказал: «Спросите Орейджа». Идея в том, что многие люди ставят себе труднейшие задачи, и в отчаянии достичь их, не делают вообще ничего. Прежде чем сделать усилие, на которое способен слон, мы должны научиться делать усилие мухи. Некоторые из вас, кажется, думают, что поскольку они работают над собой, они могут разрешить все проблемы, вытекающие из их взаимоотношений с другими людьми. Гюрджиев говорит: «Если вы сможете терпеть одно проявление одного раздражающего вас человека, ваша воля научиться делать усилие мухи». И это великое дело. В качестве примера задачи для слона, Гюрджиев приводил следующее: «Шесть лет назад я приехал в Америку с сорока учениками, зная здесь всего лишь четырех человек: Жасмин Ховарт, Розмари Лиллард (Розмари Нотт), вас, Орейдж, и Стьернваля. Кода мы высадились на берег, у меня была всего сотня долларов. Откуда я мог знать, что вы здесь не на мели и не голодаете? На этот раз я приехал, и каждый захотел меня увидеть. Я тронут тем, что столь многие меня хотят видеть. Но признайтесь, Орейдж, ваше сердце ушло в пятки, когда вы узнали, что мы прибываем!» Внешне кажется, что Гюрджиев сильно беспокоится — больше чем нужно, но внутри он безразличен к тому, какие случайности могут произойти. Эти упражнения для воли – усилия слона. Но вы не должны предпринимать упражнения для воли, реальной воли, которые подвергают вас опасности, поскольку вы не способны пока на волевые усилия мухи.
В отношении вопроса делания группа не то чтобы как-то особенно безвольна, нужно просто осознание недостатка воли. Чем больше мы это осознаем, тем больше возможностей появляется. Бихейвористы, так же как и мы, верят, что организм всего лишь реагирует на стимул, что природа не наделила человеческое существо волей. Психологическое отличие понимания бихейвористов и того, как мы работаем с этими идеями, в том, что воля становиться для нас эмоциональным фактом. Только из практического – не из теоретического – осознания ее отсутствия, возможно приобрести настоящую волю. Она приобретается приложением усилий и упражнениями, это этап, сознательное прохождение через который делает «человека» в кавычках настоящим человеком».
…
Грехи против второй заповеди
Своеволие — стремление всегда поступать по своей личной воле. При этом предполагается, что своя воля должна отличаться от воли других людей, должна быть на нее непохожей. В связи с этим, поскольку воля находит свое воплощение в словах и поступках человека, своевольный ищет возможность подчеркнуть, что он действует по своей воле, выбирая те формулировки и поступки, которые обнаруживают ее отличие от воли других людей.
Так, например, ищут необычности поведения больные шизофренией, для формирования которой наличие своеволия является обязательным. В тех случаях, когда это качество не дошло до уровня страсти, своеволие проявляется в поисках оригинальных решений любого вопроса, и на следовании этим решениям своевольный человек настаивает даже в том случае, если они требуют больше усилий и времени и при этом приводят не к лучшему результату, чем общепринятые действия.
В душе человека своеволие рождает ощущение собственной необычности, отличительности от других людей, подтверждения чему своевольный постоянно ищет и что со временем приводит к ощущению отдаленности, отчужденности от других людей. Своеволие не так заметно, как жадность или осуждение, но с большей силой разрушает любовь, страдающий этой страстью часто думает: «Я не лучше других, я не имею превосходства над ними, но я и не такой, как они, в принципе, у меня нет с ними ничего общего».
Схематично своеволие, занимает на древе греха место среди качеств, которые можно было бы объединить одним емким понятием — «самость». Самость объединяет в себе такие грехи, как саможаление, самолюбование, самозаботливость, самоугодливость, самооправдание и им подобные.
Своеволие участвует как обязательный, но не единственный фактор формирования шизофрении и может приводить к вычурности (необыкновенности) мимики, жестикуляции, высказываний и поступков.
Некоторое значение оно играет и в формировании бредовых представлений больного, что легко объяснимо: необычный человек, естественно, должен привлекать к себе внимание окружающих, а это внимание, само собой разумеется, должно принимать необычные формы. Таким образом, идеи величия или преследования являются результатом ощущения больным собственной необычности и желательны для него, поскольку позволяют, хотя бы мысленно удовлетворять описываемому качеству.. К оправданию перед людьми своевольный прибегает крайне редко, а сам себе объясняет собственную необычность особой одаренностью, гениальностью
Оборотной стороной своеволия, видимо, можно считать податливость, которая легче обнаруживается в тех случаях, когда предлагаемое другими людьми ординарное решение резче оттеняет необычность поведения своевольного человека в данной конкретной ситуации в его собственных глазах
К оправданию перед людьми своевольный прибегает крайне редко, а сам себе объясняет собственную необычность особой одаренностью, гениальностью. Оборотной стороной своеволия, видимо, можно считать податливость, которая легче обнаруживается в тех случаях, когда предлагаемое другими людьми ординарное решение резче оттеняет необычность поведения своевольного человека в данной конкретной ситуации в его собственных глазах.
Своеволие часто сопровождается мучительными сомнениями, бездеятельностью в повседневной жизни, в обычных делах, которые кажутся такому человеку слишком банальными, чтобы ими заниматься. Своевольный обычно не имеет совсем или имеет очень ограниченное количество людей, которых можно назвать близкими, так как чувство отчужденности, которое он испытывает ощущается окружающими людьми и воспринимается ими как свое собственное отношение.
При этом имеющиеся контакты чаще всего носят формальный характер и вызываются внешними потребностями. Единственно, с кем относительно легко находит контакт своевольный, — это подобострастные ему люди (зараженные подобной, такой же, как он, страстью).
Своевольный может вынужденно, подчиняясь обстоятельствам, следовать обычному ходу жизни, может подчиняться чьей-то воле, но внутренне никогда с этим не соглашается, и как только представляется возможность, ведет себя «по-своему». Естественно противостоят своеволию послушание и смирение, отсечение своей воли и поиск во всем воли Божией.
Глава 4[]
Закон воли
Воля имеет два значения: наша собственная воля и чья-то еще воля. Мы не можем говорить о своей собственной воле, так как такие, какими мы являемся, мы ничего не имеем. Что касается воли другого лица, то, в целях классификации, каждое умышленное действие другого лица может быть названо результатом воли этого лица.
…человек может войти в школу только тогда, когда он уже потерял или приготовился потерять по крайней мере некоторую долю своеволия. Своеволие является главным препятствием к вступлению в школу, так как школа означает не только обучение, но и дисциплину. А некоторые люди могут находить дисциплину надоедливой или излишней.