Подростковый суицид. причины и профилактика

Контрактуры

Контрактура  – это ограничение подвижности  в суставе, сопровождающееся болью. При заболеваниях нервной системы к контрактурам приводит, в основном, спастичность мышц конечностей или длительное обездвиживание.

Мягкие ткани опорно-двигательного аппарата нуждаются в постоянном движении и не переносят долгого бездействия. При контрактуре ограничивается движения в суставе, вплоть до полной его неподвижности (анкилоз). При полном анкилозе возможно только хирургическое лечение

Именно поэтому важно начать разработку контрактуры как можно раньше

В нашей клинике мы предложим Вам курс нехирургического восстановительного лечения:

  1. Лечение спастичности;
  2. Введение препаратов с противорубцовым, противосклеротическим эффектом в виде инъекций (Лонгидаза) или электрофореза (Карипазим, Карипаин);
  3. Разработка сустава и гимнастика;
  4. Специальные виды массажа и самомассажа.

В лечении контрактур лучше всего работает локальное введение препаратов, размягчающих и рассасывающих рубцы в сочетании с гимнастикой, массажем, остеопатией и другими методами разработки суставов. Из рассасывающих препаратов, на данный момент, мы чаще всего применяем препарат Лонгидаза. Лонгидазу можно вводить один-два раза в неделю, и она достаточно хорошо работает. Обычно Лонгидаза вводится локально в область склерозированной суставной капсулы или укороченной мышцы.

К применению Лонгидазы есть определенные противопоказания, как правило, это локальные воспалительные процессы в суставе или мышце, куда планируется инъекция. Но в любом случае лечение контрактуры проводится с участием врача.

Если есть контрактура на фоне спастичности – то во многих случаях можно вводить Лонгидазу вместе с биофармакопунктурой. Эффективность лечения контрактур зависит от того, насколько контрактура долго существует, насколько она тяжела а так же от того, насколько упорно Вы готовы делать физические упражнения для разработки контратуры.

Электрофорез карипазима (карипаина)

Карипаин и Карипазим – это ферментные препараты, обладающие сильным рассасывающим действием на рубцы и положительно влияющие на эластичность хряща и связок.

Слабый электрический ток проводит ионы лекарства через кожу в сустав

Под дейсвием лекарства сустав становится эластичнее, рубцы в суставе и вокруг него начинают рассасываться. В этот период мы начинаем разработку сустава с помощью специальных гимнастик, массажа, мануальной терапии и остеопатии. Процедуры нужно выполнять ежедневно около месяца. Мы научим Вас или Ваших близких их самостоятельному выполнению.

Обязательно просите у доктора «домашнее задание», потому что для успешного лечения контрактур нужно не только ходить на процедуры к врачу, но и самому делать специальные упражнения дома или на работе.

Разработка сустава и гимнастика

Перед началом процедур желательно убедиться, что кости, образующие сустав, не имеют повышенной хрупкости. Для этого выполняется рентгеновский снимок.

Правильный подходом является постепенная ненасильственная разработка. Форсирование процесса может привести к разрыву тканей.

Поэтому часть упражнений Вы будете выполнять дома самостоятельно. Периодические визиты в клинику (1-2 раз в неделю) необходимы для выполнения профессиональной разработки сустава и обучения самостоятельным занятиям.

Использование мышц антагонистов – щадящий вариант лечения. Если сустав фиксирован в состоянии сгибания, дается нагрузка на мышцы разгибатели, с отягощением небольшим весом или эспандером. Со временем возрастает сила мышц разгибателей, и увеличивается подвижность сустава.

Растяжение укороченных мышц и связок можно выполнять в очень мягком режиме, чередуя напряжение и расслабление (постизометрическая релаксация). Постепенно подвижность в суставе увеличивается.

Мануальная терапия выполняется врачом. Доктор улучшает подвижность в различных элементах сустава, освобождает сдавленные нервы, снимает перегрузку с сустава. Мы используем дозированные и очень бережные техники мануальной терапии и остеопатию.

Нормотимики (нормотимические средства, регуляторы настроения)

Средства этой группы чаще всего применяются для длительного планового лечения агрессивности. Механизм действия этих лекарств связан с восстановлением баланса между процессами торможения и возбуждения в головном мозге.

Назначаются при агрессивности, возникшей на фоне переутомления, последствий органического поражения нервной системы (перенесенные травмы, операции, инфекции и интоксикации), злоупотребления алкоголем и наркотиками, эпилепсии, аффективных расстройствах (депрессии, маниакальные состояния, биполярное аффективное расстройство) и других эндогенных психических расстройствах.

Основные препараты из группы нормотимиков:

  • карбамазепин;
  • сили лития;
  • вальпроевая кислота;
  • ламотриджин.

Первая помощь при панической атаке у ребенка

Успокоить ребенка спокойным тоном и объяснить в максимально доступной форме, что с ним происходит. Дать понять, что скоро это состояние пройдет и не нанесет ему никакого вреда. Создать максимально комфортную обстановку вокруг: устранить провоцирующий фактор (если это возможно), нормализовать температурный режим, обеспечить доступ свежего воздуха, снять неудобную одежду и пр. Если есть возможность, то следует умыть ребенка очень теплой/холодной водой или дать ему подержать руки под струей воды необходимой температуры. Температура воды в этих случаях определяется состоянием ребенка по принципу «наоборот» – если ему жарко, то она должна быть холодной и наоборот. Попытаться помочь ребенку выполнить дыхательные упражнения для успокоения

Дышать он должен ровно и выдох должен быть несколько удлиненным: вдох на два счета, выдох на 3 счета и задержка дыхания на 1 счет. Посоветовать ребенку не фиксировать внимание на тех ощущениях, которые испытываются им на физическом уровне. Для этого можно отвлечь его другой интересной для него темой, задать вопрос о ком-то из близких

Более взрослый ребенок, оказавшийся без сопровождения, может попытаться повторить про себя считалочку, стихотворение или поговорить с родственниками по телефону. При сильной панике дать принять рекомендованное специалистом седативное средство (например, экстракт валерьяны, Персен, препарат на основе брома и пр.). Посоветовать ребенку заняться чем-то: сложить в стопку книги, пересчитать деревья вокруг, понаблюдать за рыбками в аквариуме и т. п. Ни в коем случае не кричать на ребенка во время приступа и не ругать его за возникшее состояние. При беседе с ним тон голоса должен оставаться максимально спокойным, уравновешенным и уверенным.

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

Лиля Брайнис,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться

Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи

Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей

Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Причины

Аутоагрессивное поведение чаще всего является проявлением дезадаптации к социальным условиям. У ребенка такое нарушение поведения может формироваться при нарушениях семейных взаимоотношений. В пубертатном периоде значимой является сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций могут становится конфликты со сверстниками или учителями.

Самыми частыми причинами аутоагрессии являются

Некоторые психологические особенности ребенка. Развитию аутодеструктивного поведения подвержены дети, которые являются чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные и предрасположенные к подавленному настроению. Это связано с тем, что такие дети готовы разделить проблемы и боль близкого человека, но при этом страдают недостаточно бережным отношением к собственному телу.

Наказания. В связи с тем, что ребенок не может ответить на агрессию взрослого, ближайшим и самым доступным объектом, на который малыш может выплеснуть скопившуюся обиду и злость становится его собственное тело.

Конфликты родителей. Очень часто ссоры, крики, ругань, насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии ребенка. У малыша формируется чувство страха, беспомощности и желание заступиться за обижаемого родителя. В этом случае невозможность открыто выразить эмоции и изменить исход конфликта приводят к формированию аутоагрессии.

Недостаток внимания. Очень часто недостаток внимания формирует у ребенка аутоагрессию, которая является отчасти прекрасным инструментом в манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, родители в этом случае демонстрируют больше заботы и любви к нему.

Высокие требования. Иногда ожидания и запросы родителей формируют у ребенка заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу и глубокое чувство вины. В этом случае аутоагрессия является способом самонаказания за ошибки и недостаточно высокие оценки в школе.

Аутоагрессия родителей. Дети склонны копировать поведение взрослых. Стараясь быть похожим на маму, ребенок может отказываться от приема пищи, закрываться в собственной комнате, полностью исключая общение со сверстниками и тем самым лишая себя веселого времяпрепровождения, а подражая папе, малыш может называть себя неудачником или глупцом.

Общие закономерности

Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.

Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:

  • конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
  • агрессивное отношение к животным, людям;
  • разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
  • лживость, двуличность, подлость.

Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.

Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:

  • открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
  • скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
  • скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.

К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.

Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.

Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств

Тогда внимание акцентируется на основном заболевании

Социальные причины

Коммуникация

Проблемы с коммуникацией часто имеют своими следствиями самоагрессию и самоувечья. Если человек плохо понимает язык или не может выразить себя, то это часто приводит к злости из-за осознания собственного бессилия, что трансформируется в самоагрессию.

На что необходимо обращать внимание. Если человек не понимает обращенной к нему речи, то приступы самоагрессии часто могут случаться после того, как кто-то что-то от него попросил или что-то ему сказал

Если у человека недостаточные активные навыки использования речи, самоувечья происходят после его безуспешных попыток выразить себя (часто с использованием жестов). Они могут быть реакцией на непонимание воспитателя или его нежелание исполнить просьбу.

Врачебное вмешательство. Необходимо учить пациента использованию речи в виде занятий с логопедом или применения альтернативных средств коммуникации (планшетов со специальными программами, синтезаторов речи, специальных приборов-коммуникаторов, языка жестов).

В том, что касается навыков распознавания речи, можно предложить выявить очаги воспаления и максимально их вылечить. Хронические болезни, а также аллергия на определенные виды продуктов, могут приводить к головным болям и тошноте, из-за чего пациенту сложно концентрироваться и понимать, что от него хотят.

Также может помочь программа аудиоинтерграции и преодоления избыточной чувствительности к слуховым раздражителям: ребенок лучше запоминает слова и успешнее извлекает их из долгосрочной памяти.

Социальное внимание

Большое количество исследований посвящено социальным последствиям самоувечий. Пионер АВА Оле Ивар Ловаас добивался контроля над частотой случаев самоагрессии путем управления ее социальными последствиями

Так, излишнее внимание может способствовать самоагрессии (выступая в роли поощрения), а игнорирование такого поведения может снизить его частоту (погасить)

На что необходимо обращать внимание. Необходимо обращать внимание на то, как после эпизода самоагрессии ведет себя воспитатель по отношению к пациенту

Его внимание может быть позитивным (например: «Чего ты хочешь?») или негативным («Не делай так!»). Нужно отметить, что пациент может интерпретировать негативную ремарку как позитивную, и впоследствии повторять поведение, которое дает ему столь недостающее внимание.

Ноотропы и нейрометаболические средства

Это широкая группа лекарств, обладающая «общеукрепляющим» действием, улучшающая метаболизм нервных клеток, оказывающая положительное действие на когнитивные функции (память, внимание, обучение).

Используется курсами, имеет меньше противопоказаний (в сравнении с предыдущими группами средств). Эффективна при агрессивности, вызванной переутомлением, последствиями органического поражения центральной нервной системы, неврозах и расстройствах личности.

Основные представители этой группы:

  • глицин;
  • ноотропил;
  • аминофенилмасляная кислота;
  • винпоцетин.

Все лекарства имеют показания и противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с доктором. Помните, препараты должен назначать врач!

Причины трудного поведения подростков

Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.

Семья

Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).

При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011)

Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).

Школа

Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).

Влияние сверстников и подходящие ситуации

Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).

‍‍ Особенности социализации

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.

За девочками намного сильнее присматривают, чем за мальчиками; девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям (Messerschmidt J., 1993). В мальчиках также чаще воспитывают агрессивность. Агрессивные и контактные виды спорта часто считаются более престижными среди мальчиков. В детстве насилие и агрессия становятся способами выражения эмоций у мальчиков (Н. К. Радина, А. А. Никитина, 2011). Затем насилие используется как инструмент укрепления власти, особенно если что-то угрожает восприятию собственной маскулинности.

Черты личности, неврологическое развитие

Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).

Интоксикация организма. Снятие интоксикации. Как снять интоксикацию?

Интоксикация – это болезненное состояние, связанное с отравлением каким-либо вредным веществом (токсином), пагубно влияющее на состояние нервной системы, печени и т.д. Интоксикация может быть связана с попаданием токсина из внешней среды (употребление внутрь, вдыхание паров и др.) или образование его внутри организма при различных заболеваниях. Многие токсины приводят к гибели: периферических нервов (токсическая полинейропатия); вещества головного мозга (токсическая энцефалопатия); спинного мозга (токсическая миелопатия). Лечение токсических поражений (интоксикации) нервной системы в нашей клинике предполагает детоксикацию и лечение, направленное на восстановление работоспособности нервной системы. Часто используемые для детоксикации препараты:

  • Детоксиканты,
  • ноотропы,
  • Антиоксиданты,
  • витамины (при интоксикации  алкоголем, свинцом, марганцем и т.д. бывает показано введение витаминов через капельницу),
  • восстановительное лечение после интоксикации.

Детоксикация – выведение из организма вещества, вызвавшего токсическую энцефалопатию и введение лекарственных препаратов

  • Алкоголь при регулярном употреблении приводит к страданию периферических нервов рук и ног (алкогольная полинейропатия) и головного мозга (алкогольная энцефалопатия). Подробнее про интоксикацию алкоголем.
  • Свинец вызывает психическое возбуждение, нарушение памяти и интеллекта, боли в мышцах и суставах, повреждение нервных клеток спинного мозга с  и другие нарушения. Отравление характерно при контакте с некоторыми сортами бензина, парами, содержащими свинец (испарения аккумуляторов и расплавов свинца).
  • Марганцевая энцефалопатия развивается обычно после употребления эфедрона – кустарно изготовленного наркотического препарата, содержащего большое количество марганца. Характерен паркинсонизм, с нарушением координации движений, тремором конечностей, затруднениями при изменении положения тела, вплоть до полного обездвиживания.
  • Длительное воздействие металлической ртути приводит к характерному сочетанию мозжечковых симптомов со ртутным эретизмом (раздражительность, снижение памяти, бессонница, патологическая пугливость и конфузливость). Иногда развивается психоз с психическим возбуждением (делирий). Он был впервые описан у рабочих, занятых на производстве фетровых шляп, и даже получил название “болезнь сумасшедшего шляпника”. У лиц с некоторыми особенностями иммунитета низкие дозы ртути из зубных пломб могут вызывать патологические иммунные реакции, но данных на этот счет пока недостаточно.
  • Интоксикация при болезнях почек и печени связана с повышенным образованием и/или недостаточным выведением продуктов обмена веществ. Накопившиеся вредные продукты обмена могут причиной повреждения периферических нервов и головного мозга.
  • Интоксикация при инфекционных болезнях обусловлена образованием токсинов в результате деятельности болезнетворных микробов и разрушения клеток организма.

Симптомы аутоагрессии

Аутоагрессия подразумевает намеренное нанесения любого физического вреда самому себе. Среди наиболее распространенных способов нанесения себе физического вреда чаще всего люди используют следующие:

  • нанесение порезов или сильных царапин на кожу;
  • обжигание себя;
  • нанесение себе побоев или удары головой о твердые предметы, стены;
  • «бросание» своего тела на стены или твердые предметы;
  • приклеивание объектов, приносящих боль к коже;
  • намеренное сдерживание уже существующих ран (расчесывание, раздирание);
  • глотание инородных объектов.

Желание нанести себе вред может принимать и менее очевидные формы, когда человек подвергает себя сознательному риску травмирования, но при этом физически сам себе не наносит увечий, например, вождение в нетрезвом состоянии или на большой скорости.

Ошибки родителей

  • Низкий уровень доверия и сплоченности в семье. Если родители и дети не поддерживают друг друга, постоянно критикуют и контролируют, то риск возникновения аутоагрессии у младших членов семьи значительно возрастает.
  • Неблагополучный стиль семейного воспитания. Аутоагрессия возникает в авторитарных, гиперопекающих и попустительских семьях, где контроль над ребенком или сильно преувеличен, или полностью отсутствует.
  • Разные стили воспитания у родителей. Например, авторитарная мама и либеральный папа могут стать причиной внутриличностного конфликта у ребенка, который он будет пытаться решить через самоповреждения.
  • Запрет в семье на проявление эмоций. Запрещая малышу топать ножками от злости и обиды, родители провоцируют его на аутоагрессию.
  • Наличие в семье модели агрессивного поведения: папа агрессивен к маме, мама – к животным, родители – к детям. Наблюдая за поведением родителей, ребенок также становится агрессивным, а объектом выплеска гнева неосознанно выбирает самого себя.
  • Отсутствие эмоционального контакта с малышом. Если родители не понимают его чувств, то он может начать демонстрировать их через аутоагрессию.
  • Непоследовательное поведение родителей при общении с ребенком. Ребенок должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. Когда запрет или разрешение отменяется через несколько минут после озвучивания, у малыша также возникает внутриличностный конфликт.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector