Паническое расстройство у детей

Факторы развития и истинные причины расстройства

Выдвигается множество теорий развития дисморфофобии. Например, считается, что существует определенная комбинация генов, отвечающая за развитие ряда расстройств, в том числе BDD. Другие факторы – нарушение нейромедиаторного обмена, аномалии отдельных участков мозга. Даже существует гипотеза, объясняющая формирование расстройства в результате искажения зрительного восприятия.

Однако главная роль в развитии патологии отводится модели воспитания. Родительская любовь должна быть безусловной. Она предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, с его достоинствами и недостатками.

Редко встречаются дети, с самого маленького возраста недовольные своей внешностью

Они любимы близкими, окружены заботой и вниманием. В таких условиях малышу и в голову не придет выдумывать себе несуществующие уродства

Взрослея, ребенок, конечно, нуждается в критике, но в КОНСТРУКТИВНОЙ. Это необходимо для формирования адекватной модели мира и соответствующего поведения, правильного самовосприятия.

Проблемы начинаются, когда нарушаются принципы воспитания. Например, родители систематически кричат на ребенка, обзывая нелестными выражениями. Или мама, непонятно почему, давит на девочку: да, ты у меня не красавица, и ножки кривоваты. Но ничего, я тебя любую люблю. В итоге из девочки вырастает девушка, уверенная в том, что ее тело дефективное. Она носит юбки в пол, бесформенные балахоны, стесняется общаться с людьми, заводить знакомства

Такая девушка считает, что недостойна любви, восхищения, никогда не выйдет замуж – конечно, кто ж на такую уродину обратит внимание

К особенностям воспитания, предположительно способным стать основой для формирования BDD, относят:

перфекционизм и отметание родителями права на ошибку;
грубое, пренебрежительное отношение к ребенку. Пример: девочка в раннем возрасте лишилась родителей. Проживала со старшей сестрой, у которой на тот момент была своя семья. Девочка выполняла всю работу по дому, при этом редко слыша в свой адрес слова одобрения. Жила на правах домработницы. Очень любила племянников, ухаживала и за ними. Считала себя уродом, не имеющим возможности создать собственную семью. Была уверена, что имеет физические недостатки, отпугивающие людей, поэтому лишала себя возможности устроиться на работу. С людьми общение резко ограничивала. Выходя из дома, куталась в широкий платок;
холодность родителей, малая эмоциональность даже при доброжелательном отношении. Например, у родителя существует эмоциональный барьер

Он не может похвалить объективно ребенка за реальные успехи, просто сделать комплимент, фиксировать внимание не на недостатках, а достоинствах ребенка. Помочь ему не заострять внимание на своих недостатках, если таковые имеются, принимать себя таким, каков есть

Издержки воспитания зарождают у ребенка такие черты характера как мнительность, неуверенность в себе, перфекционизм, как заключительный штрих – низкую самооценку. Такие дети подвержены влиянию чужого мнения. Поэтому очень часто дисморфофобия развивается под воздействием неуместной реплики со стороны, критики и издевательств сверстников.

С другой стороны, немало детей, которые даже под резким негативным натиском, порой жестоким, не теряют себя, игнорируют чужое мнение. И уж, конечно, не ищут в себе мнимые недостатки. Это люди с адекватной самооценкой и реальным отношением к жизни.

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма

Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком

Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

Лиля Брайнис,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться

Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи

Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей

Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать

Признаки детской депрессии:

В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени

Обратите внимание на следующие симптомы:

· снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)

· нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)

· изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)

· состояние повышенной усталости

· перебои в аппетите, длительный отказ от еды

· чувство вины или стыда

· рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании

· нежелание общаться с кем-либо

· мысли о суициде

В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями. Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды. В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.

В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.

Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.

Депрессия — Это Настоящая Болезнь, А Не Просто Состояние Души

«Выходи из этого!»«Посмотрите комедию или шоу».
«Просто проспись».«Тебе следует чаще выходить на улицу, чтобы чувствовать себя лучше».

Это лишь некоторые из раздражающих вещей, которые должны слышать люди, борющиеся с депрессией. Дело в том, что депрессия — это не просто то, от чего можно избавиться. Подростковая депрессия реальна, а не то, что вы решаете включить или выключить. В этом разделе Mentalar. поможет вам развенчать мифы о депрессии среди подростков.

Миф №1: Депрессия — это не настоящая медицинская проблема

Факт: Депрессия — это настоящая болезнь, причем очень серьезная. Клиническая депрессия не отличается от любого другого заболевания, такого как диабет, и имеет симптомы, которые могут затруднить жизнь человека как физически, так и эмоционально. Что наиболее важно, депрессия может быть вызвана как физиологическими, так и психологическими факторами. Фактически, новейшие технологии становятся важным инструментом для диагностики депрессии с помощью МРТ головного мозга ( 2 )

Миф №2: вы можете «выйти из депрессии», если мыслите позитивно

Факт: клиническая депрессия — это не выбор. Подобно тому, как человек, страдающий диабетом или сердечным заболеванием, не может «выбраться» из него, размышляя о счастливых мыслях, человек с депрессией не может избавиться от него, думая позитивно. Депрессия не всегда может быть вызвана химическим дисбалансом в мозге. Но это влияет на структуру или функционирование мозга, из-за чего человеку трудно контролировать, как он себя чувствует в депрессивном состоянии (3) . Это важный миф, который следует разрушить, поскольку он вызывает чувство вины и усугубляет депрессию.

Миф №3: Депрессия пройдет сама по себе

Факт: Не обязательно. В некоторых случаях депрессивный человек может почувствовать себя лучше и выйти из него без какого-либо вмешательства. Но в большинстве случаев лечение необходимо. Фактически, отсутствие лечения или вмешательства может усугубить симптомы депрессии у подростков и ухудшить состояние (4) .

Миф №4: разговоры о депрессии только усугубляют ситуацию

Факт: Разговор может иметь слабительное действие, особенно когда человек страдает тяжелой депрессией. Когда вы в депрессии, нелегко выразить свои чувства, но разговор о неприятных чувствах заставляет человека чувствовать себя лучше, а не хуже. Многие люди воздерживаются от разговоров о своих чувствах из-за стигматизации депрессии в обществе. Разговор может усугубить депрессию только тогда, когда над человеком издеваются или называют слабым из-за его состояния.

Миф 5: антидепрессанты вызывают привыкание

Факт: антидепрессанты — это лекарства, которые изменяют химический состав мозга, чтобы исправить гормональный дисбаланс, вызывающий депрессию. Они не вызывают привыкания, как алкоголь или наркотики, такие как героин, а это значит, что вы не будете испытывать тягу к наркотику. Тем не менее, люди действительно испытывают симптомы отмены при пропуске определенных доз или прекращении приема препарата. При этом антидепрессанты не для всех и, конечно, не для жизни. При депрессии легкой или средней степени тяжести может быть достаточно психотерапевтического процесса, особенно когнитивно-поведенческой терапии.

Миф №6: только слабые впадают в депрессию

Факт: депрессия не делает различий. Это сложное психическое расстройство, имеющее биологические, психологические и социальные причины, и оно может затронуть любого. Как мы упоминали ранее, никто не хочет впадать в депрессию. Кроме того, человек, который принимает это состояние и усердно борется с ним, обладает большей устойчивостью, чем человек, который не находится в депрессии. Он или она совсем не слабый.

Немного прояснив некоторые распространенные заблуждения о депрессии, давайте выясним, что в первую очередь вызывает депрессию.

Как проявляется депрессия у подростков согласно возрастным характеристикам

Вместе со взрослением происходят значительные изменения организма и психики. Самый сложный и подверженный психическим расстройствам возраст – это с 15 до 19 лет. Почему? Именно тогда приходится больше всего стрессов – первая любовь, подростковая жестокость, переживания за родителей и экзамены. Вторая характерная для всего периода черта – это повышенная эмоциональность, обидчивость. Это нормальное проявление, ведь шалят гормоны. Также не хватает реального жизненного опыта, проявляется юношеский максимализм. Ребенок смотрит на весь мир через увеличительное стекло, считает каждую маловажную ситуацию настолько значимой, буквально переломным моментом.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

До 15 лет депрессия встречается редко, но предпосылки для возникновения недуга уже могут появиться. Помните о том, что даже легкая степень недомогания со временем и после воздействия дополнительных стрессовых факторов может превратиться в весьма серьезную.

Как понять, что у подростка 10-12 лет депрессия: присмотритесь к общему состоянию организма. Если ребенок часто болеет, подхватывает любую инфекцию, а также неохотно питается, можно предположить наличие расстройства. Кроме снижения массы тела из-за нежелания есть, появляются классические для школьника симптомы: заторможенность реакции, потеря интереса к былому хобби, неусидчивость, промахи в учебе, сонливость, апатия. Причинами могут стать: непонимание в семье, переход в средние классы.

После 12 лет и до 14 проблемы связаны напрямую с гормональной перестройкой. На фоне взрывающихся гормонов появляются сложности самоопределения. Именно в этом возрастном периоде возникают группы, а в них – социальные роли. Причинами депрессивного расстройства могут быть сложные отношения со сверстниками и родителями, до сих пор значительную роль играют школьные успехи. Ребята боятся, что их будут ругать за неуспеваемость, сравнивать с другими.

Но проще всего впасть в депрессию подростку в возрасте от 15 до 19 лет, так как в этот период на психику сильно влияют:

  • Экзамены (ГИА и ЕГЭ), поступление в техникум, вуз, первая сессия – мощнейшие источники стресса для неподготовленного организма.
  • Необходимость делать осознанный важный выбор, самоопределиться – раньше большинство решений принимались либо родителями, либо социумом.
  • Самосознание, философские мысли, попытка определить свое место в жизни – по этой причине многие начинают делать татуировки, примыкать к неформалам и проявлять иное девиантное поведение.

Первые любовные отношения.

Лечение

Многие люди, страдающие дисморфофобией, относятся критически к своему состоянию, но самостоятельно справиться с ним не могут. Мешает этому непреодолимый страх, охватывающий больного, хотя тот прекрасно осознает его бессмысленность.

Чтобы понять, нужна ли человеку помощь со стороны, и чтобы помочь себе разобраться в собственных ощущениях, больной может пройти тест на дисморфофобическое расстройство. Такой можно найти в интернете – он находится в свободном доступе.

Лечением патологии занимается врач-психиатр. Положительное воздействие оказывает на пациента прием психотропных препаратов, в частности, антидепрессантов, а также когнитивно-поведенческая психотерапия.

Очень важным аспектом, который обязательно стоит учитывать при терапии, является наличие другого расстройства. Тогда дисморфофобия становится только синдромом в рамках данной психопатологии. В первую очередь проводят лечение основного расстройства. И только затем, если BDD не проходит в рамках терапии основного заболевания, приступают к его ликвидации.

Признаки расстройства

Главным признаком BDD является недовольство своей внешностью. Под раздачу попадают любые части тела. Чаще всего это кожа, лицо, пропорции тела и лишний вес, волосы, ноги, живот. Больные находят у себя вымышленный недостаток или утрируют особенности тела: маленькая грудь, горбатый, огромный нос, кривой рот, лупоглазость. 

Банальный пример: девушка с объективно хорошей фигурой считает себя «жирной коровой», безобразной, бесформенной.

Самокритичность – довольно неплохая вещь, зависть – естественная и неотъемлемая у любой личности. У дисморфофобов критичность по отношению к себе развита чрезмерно, выходя за грани дозволенного. Они просто считают себя уродами, не имеющими права на полноценную жизнь, сравнивают себя с другими людьми или публичными личностями, жалуясь и сокрушаясь, почему не могут иметь такую же «нормальную» внешность.

Вымышленный дефект овладевает жизнью больного. Он постоянно думает, как скрыть его от окружающих. Например, «полноту» маскирует балахонной одеждой, родинки на шее прикрывает шарфом. Чтобы скрыть лобные морщины, надевает кепку или отращивает челку, незначительные изъяны кожи закрывает тонной косметики.

Поведение дисморфофоба характеризуется определенными нюансами:

много времени тратит на разглядывание себя в зеркале. Вне дома рассматривает собственное отражение в любых зеркальных поверхностях – витринах магазинов, оконных стеклах;
отказывается смотреться в зеркало. Убирает все зеркальные поверхности из собственного пространства. Если их случайно обнаруживает, то под напором эмоций способны разбить;
избегает фотографироваться. В его арсенале имеется всего несколько фото с личным изображением. Говорит, что плохо получаются на фото. Находит любую причину, чтобы избежать попадания в кадр. На самом деле, катастрофически боится, что его «уродство» будет зафиксировано;
интересуется информацией о пластической хирургии, косметических процедурах, диетическом питании;
перед выходом из дома тратит много времени на сборы, тщательно оттачивают образ, чтобы «изъян» случайно не засекли посторонние;
фанатично увлекается спортом;
в общении с близкими систематически поднимает вопрос своего дефекта

Заставляет говорить, что он уродлив, доводя дело до скандала;
в определенный момент перестает выходить из дома или показывается на улице в малолюдное время, например, днем, когда основная масса людей на работе или ночью – темно, никто не увидит;
мысли о дефекте рождают навязчивые действия – ощупывание лица, волос, своеобразное положение тела;
формирует экстравагантный образ, чтобы отвлечь внимание от недостатка

Признаки подростковой депрессии

Диагностировать депрессию в подростковом возрасте достаточно сложно. Обычно депрессивное состояние характеризуется нарушением двигательных и вегетативных функций. К основным признакам депрессивного расстройства у подростков относятся следующие показатели:

  •  Слабость, тревога, переживания, плаксивость.
  •  Наблюдается расстройство ЖКТ с болевыми ощущениями во внутренних органах.
  •  Лицо приобретает страдальческий и бледный вид.
  •  Поведение грубое и агрессивное.
  •  Сниженная умственная работоспособность.
  •  Проявление соматических расстройств.
  •  Волнения и переживания длятся неделями.
  •  Проявляется тоска, чувство одиночества и не нужности.
  •  Недовольство окружающими людьми.

Признаки депрессивного состояния свидетельствуют о наличии психосоматического расстройства.

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза

У какого врача лечить депрессию?

Депрессивными расстройствами занимаются психиатры, психотерапевты, иногда психологи. В отличие от ОРВИ, с которыми в большинстве случаев можно справиться самостоятельно в домашних условиях, депрессия требует обязательного наблюдения со стороны врача, так как причины заболевания различны. Отсюда и разные способы лечения.

Как правило, подросткам назначают медикаментозное лечение, психотерапию, а также дают рекомендации по изменению образа жизни. Нормализация режима сна и бодрствования, спорт, сбалансированное питание — все эти простые вещи могут действительно внести свою лепту в борьбу с депрессивным расстройством.

Подростковые депрессии

В этом возрасте также довольно часто развиваются симптомы и синдромы тех заболеваний, которые мы чаще видим у взрослых. Мы можем наблюдать и явления так называемых юношеских депрессий, или депрессий с явлениями астенической юношеской несостоятельности – так они называются.

Во время этих депрессий подросток заваливается в постель, перестает ходить в школу, огрызается в ответ на требования родителей взять себя в руки, пойти принять душ, привести себя в порядок, возобновить походы в школу. Он бессмысленно смотрит в потолок или безостановочно играет в одну и ту же компьютерную игру, перестает общаться со своими сверстниками, уходит в телефон, в социальные сети.

В таких ситуациях  о депрессивных расстройствах в большинстве случаев, к сожалению, особо никто и не думает, все думают только о слабостях воли, слабости характера, о лени, о том, что этому человеку нужно дать пинка, чтобы он встряхнулся, встрепенулся. Отдать его в какое-нибудь суворовское училище, начать с ним проводить какие-то жёсткие меры, контролирующие, запрещающие то или иное действие.

Все это, к сожалению, оказывается неэффективным, а иногда и патогенным, если мы имеем дело с настоящей депрессией. А у подростков депрессия именно так как протекает.

Мы можем потерять этого подростка, если мы своевременно не увидим  в этом психического расстройства и не озаботимся консультацией психиатров.  К сожалению, число завершенных суицидов, то есть суицидов, закончившихся смертью, очень велико именно в подростковом возрасте.

В этом же возрасте довольно велико и число различного рода самоповреждающих действий, причём, последствия этих самоповреждений бывают настолько серьезными, что они фактически инвалидизируют ребёнка на всю его дальнейшую жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector