Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости юрьевой л. н., больбот т. ю

Содержание:

Симптомы игромании

Больные игроманией демонстрируют поведение, характерное для всех видов химических и нехимических аддикций. Круг их интересов сужается, прежние увлечения становятся незначимыми. Они перестают общаться со старыми друзьями, уделяют меньше внимания семье. Вся их жизнь и все их мысли сосредоточены вокруг предмета зависимости, то есть, вокруг игры. При возможности они играют, если не могут играть – придумывают новые стратегии, фантазируют об участии в игре и о крупном выигрыше.

Спустя короткий промежуток времени после последней игры пациенты, страдающие игроманией, начинают чувствовать беспокойство, раздражение, внутреннюю потребность как можно скорее вновь принять участие в игре. По своей силе, размеру сопутствующего психологического дискомфорта и степени вовлеченности эта потребность имеет много общего с патологической тягой при алкоголизме и наркомании

У некоторых больных игроманией даже наблюдается состояние, напоминающее абстинентный синдром и включающее в себя снижение настроения, головные боли, бессонницу, затруднения при попытке сконцентрировать внимание

Начав играть, пациент уже не может остановиться даже после серии проигрышей или после крупного выигрыша. Время от времени больной игроманией принимает твердое решение «завязать навсегда», но поговорив об игре со знакомым, увидев неподалеку игорное заведение или посмотрев фильм об азартных играх, легко меняет это решение, не в силах противиться соблазну.

Игроманию поддерживают особые иррациональные убеждения – так называемые ошибки мышления. Выделяют два вида ошибок мышления при игромании: стратегические и тактические. Тактические ошибки провоцируют состояния транса и включают в себя веру в «день, когда точно повезет»; восприятие ставок как сделок, а денег – как игровых фишек; убеждение, что в игре обязательно наступит переломный момент; веру в свою способность остановиться; установку на то, что долги можно вернуть, только расплатившись по ним из будущего выигрыша.

Стратегические ошибки мышления позволяют пациентам сохранять положительное отношение к собственной зависимости, несмотря на ее негативные последствия. К таким ошибкам относятся вера во всемогущество денег, в их способность делать человека счастливым и решать любые проблемы, в том числе – проблемы в отношениях; подмена рациональных мыслей о необходимости контролировать свое будущее мечтами о большом выигрыше; неудовлетворенность собственной жизнью, вера в то, что свою судьбу можно волшебным образом изменить при помощи выигрыша, превратившись из «неудачника» в настоящего победителя.

Предрасположенность или наличие игромании можно определить, предотвратить и вылечить

Игроманами становятся мужчины, женщины, подростки, склонные к воображению себя в роли суперменов, но слишком ленивых и безвольных, чтобы напрячься и достичь поставленной цели в реальности.

Предрасположенность к гемблингу или наличие игровой зависимости можно выявить, если быть внимательным к поведению человека.

  • Скрытность, недоверие, систематическая апатия.
  • Плохие отношения в семье и с близким окружением.
  • Незаинтересованность личной реальной жизнью.
  • «Зависание» в компьютере или игровых автоматах.
  • Систематические долги.
  • Проблемы на работе, в общественной и личной жизни.
  • и т.д.

Излечение от игромании не связано с разубеждением во взглядах, а теоретические споры не только не помогут, а скорее помешают, учитывая то, что родственники не являются специалистами в области избавления от психологической зависимости. Но даже, если они специалисты, парадокс в том, что игроман их не станет слушать. Запутавшийся, недоверчивый и настороженный человек скорее послушает чужого человека, нежели родственника, у которого, по мнению игромана, могут быть скрытые личные мотивы.

Источники для создания материала:

Расписание групп в нашем центре

  • Группы анонимных наркоманов
  • Группы анонимных алкоголиков
  • Группы анонимных игроков
  • Группы анонимных сексоголиков
  • Группы для родственников (АЛ-АНОН)
  • Группы семейного образования для родственников зависимых и близкого окружения
  • Женская терапевтическая группа
  • Мужская терапевтическая группа
  • Группы Анонимных переедающих
  • Группы Анонимных курильщиков
  • Группы взрослых детей алкоголиков

Как убедить человека обратиться к психотерапевту

Задача близких игромана – убедить его в необходимости обратиться за помощью к профессионалу. При этом нужно соблюдать несколько правил, чтобы не вызвать отторжения у заядлого игрока.

Не делайте акцент на самом пристрастии

Лучше заострить внимание больного на перспективах, которые даст избавление от пагубной привычки. Например, рассказать о возможности совершить совместное заграничное путешествие или покупку авто

Будьте осторожны в выражениях

Не стоит ругать, а уж тем более называть больного игроманом, зависимым и т.д. У такого человека самооценка уже занижена. Необходимо ласково, с любовью подтолкнуть больного на беседу с психотерапевтом.

Создайте ощущение безопасности

Игроман боится выйти из зоны комфорта. Необходимо создать все условия, чтобы заядлый геймер не чувствовал себя неуютно. Предложите своё присутствие во время беседы с психотерапевтом. Пообещайте прервать сеанс в любой момент, когда игроману станет некомфортно. Чувство контроля за ситуацией придаст пациенту уверенности и он согласится на помощь специалиста.

Как часто встречается игровая зависимость у детей и взрослых

Несмотря на распространенность проблемы, точной статистики в этом вопросе пока не существует. Но есть данные, что не менее 10% взрослых уже страдают от компьютерной игромании, а 40% взрослого населения планеты демонстрируют предрасположенность к этому расстройству. Отсутствие официальной статистики легко объяснить: крайне редко взрослый человек усматривает в своем увлечении болезнь, настоящую проблему. И еще реже обращается за помощью к специалистам.

В отношении детей есть более точные сведения, так как родители обычно внимательнее относятся к их психическому здоровью, чем к собственному. И статистические данные, которыми располагают врачи, пугают: не менее 80% современных детей страдают от этого расстройства.

Стимульный материал

Утвер­жде­ние Нико­гда Ред­ко Часто Очень часто
1. Как часто Вы ощу­ща­е­те ожив­ле­ние, удо­воль­ствие, удо­вле­тво­ре­ние или облег­че­ние, нахо­дясь за ком­пью­те­ром (в сети)?
2. Как часто Вы пред­вку­ша­е­те пре­бы­ва­ние за ком­пью­те­ром (в сети), думая и раз­мыш­ляя о том, как ока­же­тесь за ком­пью­те­ром, откро­е­те опре­де­лен­ный сайт, най­де­те опре­де­лён­ную инфор­ма­цию, заве­де­те новые знакомства?
3. Как часто Вам необ­хо­ди­мо всё боль­ше вре­ме­ни про­во­дить за ком­пью­те­ром (в сети) или тра­тить все боль­ше денег для того, что­бы полу­чить те же ощущения?
4. Как часто Вам уда­ёт­ся само­сто­я­тель­но пре­кра­тить рабо­ту за ком­пью­те­ром (в сети)?
5. Как часто Вы чув­ству­е­те нер­воз­ность, сни­же­ние настро­е­ния, раз­дра­жи­тель­ность или пусто­ту вне ком­пью­те­ра (вне сети)?
6. Как часто Вы ощу­ща­е­те потреб­ность вер­нуть­ся за ком­пью­тер (в сеть) для улуч­ше­ния настро­е­ния или ухо­да от жиз­нен­ных проблем?
7. Как часто Вы пре­не­бре­га­е­те семей­ны­ми, обще­ствен­ны­ми обя­зан­но­стя­ми и уче­бой из-за частой рабо­ты за ком­пью­те­ром (пре­бы­ва­ния в сети)?
8. Как часто Вам при­хо­дит­ся лгать, скры­вать от роди­те­лей или пре­по­да­ва­те­лей коли­че­ство вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го за ком­пью­те­ром (в сети)?
9. Как часто суще­ству­ет акту­а­ли­за­ция или угро­за поте­ри дру­же­ских и/или семей­ных отно­ше­ний, изме­не­ний финан­со­вой ста­биль­но­сти, успе­хов в учё­бе в свя­зи с частой рабо­той за ком­пью­те­ром (пре­бы­ва­ни­ем в сети)?
10. Как часто Вы отме­ча­е­те физи­че­ские симп­то­мы, такие как: оне­ме­ние и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в гла­зах, голов­ные боли; пре­не­бре­же­ние лич­ной гиги­е­ной, упо­треб­ле­ние пищи око­ло компьютера?
11. Как часто Вы отме­ча­е­те нару­ше­ния сна или изме­не­ния режи­ма сна в свя­зи с частой рабо­той за ком­пью­те­ром (в сети)?

Стадии формирования зависимости от видеоигр

Пока не вступила в силу МКБ-11, нельзя говорить о градации компьютерной игровой зависимости по конкретным стадиям. Специалисты продолжают разбираться в вопросе, изучая анамнезы пациентов и подбирая оптимальные способы как вылечить игровую зависимость у взрослых и детей.

Но по мнению многих психологов, игромания, как и другие виды психологических аддикций, развивается поэтапно:

  • Начальная стадия — это легкая увлеченность. Человек только начинает играть, постепенно «входя во вкус». Он радуется победам, отлично проводит время, знакомится с единомышленниками — все это дарит положительные эмоции. 

  • Следующая стадия — серьезная увлеченность. Человек теперь играет не просто от случая к случаю, а регулярно. Он может с легкостью чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия. 

  • А когда компьютерные игры в пирамиде ценностей человека возводятся на вершину, можно говорить о сформировавшейся игромании.

Лечение компьютерной, телефонной зависимости у подростков

лечение компьютерной и телефонной зависимости

Что делать, если симптомы компьютерной, телефонной или интернет зависимости у подростка все же возникли?

Успех в преодолении пагубной привычки во многом зависит от правильных действий родителей и индивидуальных особенностей самого подростка.

Нотации, воспитательные беседы и тем более угрозы в этом случае — средства сомнительной эффективности.
Необходимо ограничить до минимума время пребывания за компьютером, телефоном (купить кнопочный телефон) попавшего в зависимость

При этом резко или категорически запрещать компьютер, телефон или другие гаджеты нельзя.
Заполнить пустоту, образованную в результате отказа от компьютерных игр или серфинга в сети.
Очень важно найти такое занятие, которое будет подростку по душе, увлечет его. Это резко снизит вероятность развития рецидива.
Обязательно нужно найти причину, которая привела к компьютерной, телефонной, интернет зависимости, и устранить ее.

  • При таких обстоятельствах необходима помощь специалиста — психолога или психотерапевта.
  • Психотерапевтические методы лечения компьютерной, телефонной, интернет и игровой зависимости иногда сочетают с медикаментозными — назначают успокаивающие препараты, антидепрессанты.
  • Обучайте детей с самого раннего возраста пользоваться компьютером, смартфоном, гаджетами и интернетом по назначению.
  • Воспитывайте в детях культуру пользователя, учите их контролировать свою деятельность за компьютером, смартфоном или в сети.

С чего начинается игромания у подростков

Пристрастие формируется вследствие реакций в головном мозге, отвечающих за мотивацию. Человек начинает верить в то, что вечно проигрывать нельзя, тем самым тратит ещё больше денег.

Самые распространенные причины игромании:

  1. Одиночество, из-за которого подросток начинает искать разные пути получения внимания и реализации себя в обществе. Так как игра зачастую является кооперативным процессом, в ней ребенок может компенсировать недостаток общения со взрослыми и сверстниками.
  2. Поиск новых развлечений и интересного времяпрепровождения.
  3. Желание получить больше карманных денег. Самый разрушительный вид игромании, который поломал немало судеб. Жажда лёгкой наживы мотивирует проводить сутки напролет в компьютерных игрушках, казино, делать ставки на спортивные соревнования, даже если они постоянно несут одни потери.
  4. Лень. Подростку просто-напросто не хочется заниматься трудом, какой-либо деятельностью, прилагать усилия, нести ответственность и вкладывать физическую/интеллектуальную силу.
  5. Врождённое влечение. Это феномен до конца не изучен, но часть ребят имеют склонность к формированию пристрастий к наркотикам, алкоголю, курению, играм.
  6. Неуравновешенность, психические заболевания. Склонность к необдуманным, торопливым поступкам, что вызывает разные формы зависимости.
  7. Подражание взрослым «авторитетам» и желание быть в тренде.

Если у подростка развилась игровая зависимость, в первую очередь необходимо выявить и устранить причину её появления.

Общая характеристика тест-опросника для младших подростков

Опросник содержит 22 вопроса, определяющих 5 основных шкал: эмоциональное отношение к КИ; самоконтроль в КИ; целевая направленность на КИ; родительское отношение к КИ; предпочтение виртуального общения реальному.

В ходе составления опросника методом беседы с младшими подростками и с помощью наблюдения за их реальным поведением был выявлен репрезентативный перечень вопросов, отражающих содержание компонентов игрового поведения. В результате было составлено 32 утверждения, которые были предъявлены экспертам для определения содержательной валидности.

Экспертная оценка включала в себя два этапа: 1) проведение очного семинара со специалистами-психологами высокой квалификации (докторами и кандидатами наук), а также с практикующими психологами и социальными педагогами из 12 общеобразовательных и высших учебных заведений г. Нижнего Новгорода, г. Санкт-Петербурга и г. Москвы по обсуждению опросника; 2) получение заключений на опросник от специалистов в области психологии и социологии из 25 общеобразовательных и высших учебных заведений тех же городов. По результатам данной процедуры в первоначальный вариант опросника были внесены изменения.

Итоговый опросник состоит из 5 шкал, каждая из которых содержит вопросы, предполагающие 6 градаций ответов: никогда, редко, иногда, часто, очень часто, постоянно. При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается балл от 1 до 6. По каждой шкале опросника набранные баллы суммируются. Полученные результаты определяют количественные показатели, значения которых подставляются в формулу для подсчета степени увлеченности КИ. Исследование может проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной форме.

Показатели опросника организованы в соответствии с принципами системы регуляции деятельности (Чумаков, 2007).

  1. Шкала эмоционального отношения к КИ. Высокий показатель свидетельствует о высоком уровне эмоциональной привлекательности КИ для ребенка. Игра выступает средством разрядки психоэмоционального напряжения, средством компенсации неудовлетворенных потребностей личности (в общении, родительской заботе и т.д.). В ходе КИ подросток испытывает ощущение эмоционального подъема. Низкий показатель указывает на незначительный уровень эмоциональной привлекательности КИ для ребенка. Игра является одним из досуговых занятий.
  2. Шкала самоконтроля в КИ. Высокий показатель свидетельствует о низком уровне самоконтроля подростка в КИ. Как правило, ребенок не хочет прерывать КИ, раздражается при вынужденном отвлечении от игры и не способен спланировать окончание игры. Низкий показатель свидетельствует о наличии самоконтроля над процессом КИ, ребенок может отвлечься от игры, если это необходимо; способен спланировать окончание игры.
  3. Шкала целевой направленности на КИ. Высокий показатель — свидетельство азартной вовлеченности в КИ, постоянного стремления к достижению все более высоких результатов. Низкий показатель говорит об умеренном стремлении к достижению все более высоких результатов в компьютерной игре; КИ выступает как средство досуга и не является самоцелью.
  4. Шкала родительского отношения к КИ. Высокий показатель указывает на негативное отношение родителей к КИ. Родители запрещают КИ или серьезно лимитируют время игры. Низкий показатель свидетельствует о положительном отношении родителей к КИ. Родители сами инициируют активность детей, связанную с КИ: покупают новинки, удовлетворены занятостью ребенка дома за КИ.
  5. Шкала предпочтения виртуального общения в КИ реальному общению. Высокий показатель по шкале указывает на то, что КИ выступает средством общения и самоутверждения ребенка, подменяя собой процесс реального взаимодействия. Низкий показатель — на то, что КИ не заменяет реального общения ребенка и является дополнительным средством коммуникации.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой зависимости — трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании

Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента

В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

  • в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
  • у ребенка разносторонние интересы и увлечения;
  • ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
  • ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Важно знать:

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.

Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Причины игромании

Нередко жертвой игромании становятся люди, которые имеют весьма скромные денежные запасы. Вообще причина такой зависимости – не в избытке денег, а в особенностях личности, воспитания, окружения, в имеющихся неадекватных способах ухода от стресса, решения проблем, наличии личностных конфликтов. Но главная причина игровой зависимости – эмоциональная пустота, бесцельность жизни, от которой, кстати, азартное поведение не защищает, а только дает временную “замутненность разума”.

Деньги как цель игры (играю чтобы выиграть) не имеют никакого отношения к зависимости. Психологи видят в поведении игрока способ решения эмоциональных проблем.

Профилактика зависимостей ребенка от гаджетов

Профилактика компьютерной, телефонной и интернет зависимости

Развитию игровой и интернет-зависимости способствуют широкое распространение компьютеров, телефонов, развитие мобильной компьютерной среды, доступность подключения гаджета к всемирной паутине.

Как не допустить развития игровой или интернет-зависимости у ребенка:

  1. Показывайте личный положительный пример. Дети всегда подражают взрослым и если родители все свободное время проводят в интернете или за играми, то и ребенок будет вести себя так же.
  2. Ограничьте время работы с гаджетами. До 4 лет лучше не давать ребенку гаджеты в руки вообще.
  3. После 4 лет время общения с компьютером, телефоном, планшетом строго дозировать.
  4. Установите твердое правило – «определенное количество минут в день» (от получаса до 2 часов в день — в зависимости от возраста), и не нарушайте его ни при каких обстоятельствах — будьте последовательны.
  5. Интересуйтесь, чем занимаются ваши дети за компьютером, телефоном, планшетом. Будьте рядом, будьте вместе с ребенком.
  6. Обсуждайте игры, в которые любит играть ребенок.
  7. Учите ребенка рассматривать игры, приложения для гаджетов и интернет как средство приобретения новых навыков, получения полезной информации, приносящей практическое значение.
  8. Во избежание полного перемещения ребенка в «виртуальные миры», у него должен быть полный доступ к реальным и увлекающим «мирам» — студии, кружки, походы, общение с природой, творчество, путешествия, театры, кино, музеи.

Зачем нужен тест на компьютерную зависимость

С тем, что компьютерная зависимость – это психологическая проблема, которая негативным образом влияет на жизнь взрослого человека, думаю, никто спорить не будет. Для детей эта проблема намного глубже, чем для взрослых. Кроме того, для физического здоровья также нет ничего хорошего. Ребенок ведет малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе, наблюдаются отклонения в состоянии позвоночника, существенно ухудшается зрение. Если ребенок принимает пищу, продолжая играть в компьютерные игры, то и процессы пищеварения страдают тоже. Как следствие, снижается иммунитет,  возникают проблемы пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, ожирение, нарушения обмена веществ, частые головные боли и прочие неприятности.

Чтобы не допустить развитие подобных заболеваний и нарушений, симптомы компьютерной зависимости необходимо вовремя распознать и принять меры, пока она не стала огромной проблемой для ребенка, для этого и существует тест на компьютерную зависимость

Стоит обратить внимание, изменяется ли  настроение и общее  состояние вашего ребенка, когда он выключает компьютер. Старайтесь всегда быть в курсе того, что происходит  в его жизни, интересуйтесь его  делами

Будьте внимательны, часто у детей, у которых компьютерная зависимость уже наблюдается, наступает период «эмоциональной тупости», когда он перестает выражать свои эмоции по отношению к тем людям, которых раньше любил. Это очень важный звоночек.

Тест на игровую зависимость: игроман ли вы?

Симптомы игромании могут быть более или менее выраженными. Но главный признак зависимости — это даже не количество времени, проведенное за компьютером

Важно то, что чувствует человек, погружаясь в виртуальный мир

А. В. Котляров в своей книге «Другие наркотики» предлагает простой тест, который поможет определить, есть ли у вас или у вашего близкого игровая зависимость. Ответьте на ряд вопросов «да» или «нет». За каждый положительный ответ — 1 балл.

  1. Вы испытываете раздражение и тоску, когда необходимо заканчивать игру?

  2. Вы жертвуете временем, которое ранее проводили с семьей и друзьями, чтобы поиграть?

  3. У вас хорошее настроение, только когда вы играете?

  4. В реальной жизни вы обычно ощущаете пустоту и подавленность?

  5. Вы мало спите, допоздна засиживаясь за компьютером?

  6. Игра за компьютером для вас — лучшее средство для снятия стресса?

  7. После компьютерной игры у вас часто болит голова?

  8. После компьютерной игры у вас часто возникают нарушения аппетита?

  9. Играя, вы часто совсем перестаете реагировать на внешние раздражители?

  10. У вас испортились отношения с друзьями и близкими, поскольку они высказывают недовольство по поводу вашего увлечения?

Если вы в сумме получили 5 и более баллов, стоит задуматься, не слишком ли много времени вы проводите за сетевыми и онлайн-играми

Есть вероятность, что у вас формируется игровая зависимость и стоит обратить внимание на проблему.

Как отличить «игроманию» от увлечения?

Сами по себе компьютерные игровые миры не приносят вреда, а во многих случаях полезны для человека и общества. Так, неуклонно снижающийся уровень насилия связывают в том числе с видеоиграми: люди могут выплеснуть негативные эмоции, снизить стресс, отвлечься от рутины безопасным для себя и окружающих способом.

Как отличить зависимость от увлечения:


Увлечение не доставляет проблем

человек контролирует время видеоигры;

если возникает что-то важное, легко отвлекается, прерывается;

не приносит в жертву компьютеру или приставке рабочее время, время учёбы, время общения с близкими;

не тратит чрезмерное количество денег на видеоигры (не более, чем на другие развлечения);

у человека много других увлечений — чтение, кино, прогулки, музеи, концерты и т.д.;

виртуальная реальность не меняет привычный уклад жизни: режим сна и отдыха, приёмов пищи;

элементы игры не переносятся (или в минимальном количестве) в повседневную жизнь: фанатские группы, одежда с персонажами, постеры, игровая атрибутика, и т.д.;

увлечение не портит его отношения с окружающими.


Аддикция характеризуется следующими проявлениями:

Американская психологическая ассоциация (APA) разработала девять критериев для диагностики зависимости от видеоигр у мужчин и женщин. Проверьте, есть ли у вас данные симптомы:

  1. Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.

  2. Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время увлечения или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.

  3. Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.

  4. Пациент понимает, что должен сократить время, но не может себя контролировать.

  5. Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу видеоигр.

  6. Пациент продолжает играть, даже если осознаёт негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.

  7. Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в виртуальной реальности.

  8. Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.

  9. Из-за аддикции есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.

Как лечить игроманию

Чем раньше обратить внимание на проблему, тем быстрее получится с ней справиться. В одних случаях родители могут помочь ребенку своими силами, в других — должны срочно обращаться к врачу — клиническому, медицинскому психологу

Понять эту грань позволит оценка времени, которое ребенок проводит с гаджетами.

Совет. Если вы стали замечать, что подросток все свободное время посвящает телефону или компьютеру, нужно насторожиться. Ограничьте время их использования 1,5-2 часами в день. Если такое ограничение встречает резкое негодование или же ребенок продолжает играть, но уже тайно, — обращайтесь за консультацией к специалисту.

Эффективные методы лечения игровой зависимости на ранних стадиях предусматривают амбулаторную работу с медицинским психологом. Психотерапия включает регулярное — 2-3 раза в неделю — общение с самим подростком, а также семейные сессии с его родителями, родными.

Причины игромании среди детей и подростков

Часто родители сами становятся источником аддикции для детей и подростков.

1. Если показывают пример, проводя слишком много времени за компьютером и игровой приставкой, не уделяют внимания ребёнку, не учат его организовывать собственное время.

2. Пытаясь «избавиться» от ребёнка: для того чтобы он не путался под ногами и не мешал, сами дают ему телефон, планшет с закаченными в них «полезными» программами. Так многие поступают уже с годовалого возраста, и даже гордятся тем, что «мой ребёнок разбирается в этих технологиях лучше меня», но в неокрепшем мозге ребёнка чрезмерная цифровизация производит эффект бомбы. Он не учится жить в настоящем мире, не замечает его красоты и сложности, у него возникаю трудности с общением с другими людьми.

Можно говорить об игровой зависимости у подростков, когда вы замечаете, что у него пропадает интерес ко всем сферам жизни: снижается успеваемость, ухудшаются отношения со сверстниками и учителями.

К симптомам подростковой игромании относятся:

  • агрессивные протесты на просьбы выйти из-за компьютера;

  • злость и раздражение, когда приходится всё же отвлечься от игрового процесса;

  • требование денег на игровые обновления, улучшения, на более мощный компьютер/приставку;

  • неспособность определить и контролировать время на увлечение;

  • нарушение режима сна и отдыха : ребёнок не спит всю ночь, играя;

  • нарушение пищевых привычек: не ест с семьёй за столом, поглощает бутерброды, чипсы, другую вредную «быструю» еду во время игры;

  • пренебрегает гигиеной;

  • настроение улучшается только во время игры, если приходится проводить время с семьёй, демонстрирует раздражение и недовольство;

  • все его «друзья» увлечены тем же, что и он, со сверстниками не играющими в компьютер, он не может или не хочет общаться;

  • пренебрежение домашними обязанностями, учёбой, спортивными тренировками.

Выводы

Игровая зависимость существует и это серьёзная проблема, с которой можно и нужно бороться. Статистика утверждает, что в среднем, лечение занимает около 9 месяцев и большинство больных достигают устойчивого результата.

В результате лечения у больного восстанавливается психическое и физическое здоровье, улучшается эмоциональный фон, отношения с окружающими, повышается самооценка и человек начинает с уверенностью смотреть в завтрашний день. Реальность перестаёт пугать, а настоящая жизнь оказывается интереснее и насыщеннее любой виртуальной реальности.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы замечаете у себя признаки депрессии, проконсультируйтесь со специалистом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector