Что такое фрустрация и нужно ли с ней бороться
Содержание:
- Лечение тревожно-депрессивного расстройства
- Агрессивность ребенка
- Подавление агрессивности ребенка
- Раннее Супер-Эго
- Эффективное лечение неврастении: общие сведения
- Природа или среда
- Что такое фрустрация
- Как более эффективно адаптироваться к неопределенности
- Какое медикаментозное лечение неврастении за границей наиболее результативно
- 10 симптомов неврастении, диагностика которых очень важна
- Как себе помочь
- Принципы аутотренинга
- Воспитание
- Уровни аутотренинга для лечения зависимости
Лечение тревожно-депрессивного расстройства
-
Поскольку не существует хороших исследований, сравнивающих методы лечения смешанных тревожно-депрессивных расстройств, клиницисты склонны назначать лечение в соответствии с представленными симптомами, их тяжестью и предыдущим опытом применения различных методов лечения.
-
Психотерапевтические подходы могут использоваться в течение короткого периода времени, например, поведенческая или когнитивная терапия. Тем не менее, некоторые клиницисты используют менее структурированный психотерапевтический подход, такой как интроспекционная психотерапия.
Фармакологическое лечение
-
Фармакологическое лечение смешанных тревожно-депрессивных расстройств обычно проводится с помощью противотревожных препаратов, антидепрессантов или того и другого вместе.
-
Среди анксиолитических препаратов некоторые данные указывают на то, что применение триазолобензодиазепинов может быть целесообразным, что обусловлено его эффективностью в лечении депрессии, связанной с тревожностью.
-
Вещества, влияющие на 5-НТ рецептор, такие как буспирон, также могут быть подходящими. Среди антидепрессантов серотонинергические препараты могут быть очень эффективны при лечении смешанного тревожно-депрессивного расстройства.
Психологическое лечение
В любом случае лечение по выбору для этих типов патологий является когнитивно-поведенческой психотерапией.
-
С одной стороны, прежде всего речь идёт о снижении пациентом своего уровня физиологической активации. Это достигается с помощью дыхательных техник (например, диафрагмальное дыхание) и релаксационных техник (прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, осознанность и т. д.)
-
Во-вторых, пациенту необходимо улучшить своё настроение. Это может быть достигнуто различными способами. Поведенческая активационная терапия может быть очень эффективной в этом отношении.
Обратите внимание:
Идея заключается в том, чтобы пациент возобновил свой прежний уровень активности. Для этого психотерапевт побуждает его выполнять приятные действия, либо старые, которые приносили пациенту удовольствие ранее, либо обучаясь чему-то новому.
-
В-третьих, полезен период психообразования. В этот период пациент получает объяснение о том, что с ним происходит и почему. Они узнают некоторые основные положения о характеристиках тревоги и депрессии, чтобы осознать свой опыт.
-
Впоследствии может возникнуть необходимость изменить некоторые убеждения или мысли, которые могут подпитывать проблему. Это может быть связано с техникой когнитивной реструктуризации.
Как вы можете видеть, смешанное тревожно-депрессивное расстройство не имеет специфической идентичности в некоторых диагностических системах, но оно часто встречается в консультациях первичной медицинской помощи. Это довольно распространённое явление.
Это расстройство, которое можно вылечить, а если вовремя не вылечить, то оно может стать хроническим.
Агрессивность ребенка
При переходе на кормление ложечкой родители часто сталкиваются с тем, что ребенок без видимой причины плотно смыкает губы и совершает движения головой, которые можно однозначно трактовать, как знак нет. Как можно объяснить подобное немотивированное упрямство ребенка? Конечно, это можно попытаться отнести к ранним вкусовым пристрастиям, но наблюдения показывают, что одну и ту же пищу ребенок может принимать охотно или выражать упрямое сопротивление.
Психоаналитик Рене Шпиц видит в этом нет ребенка подходящее средство, для выражения ответной в адрес воспитателя, которому брошено его собственное нет, многократно высказанное им в процессе запретов. Ребенок платит той же монетой за принуждения в процессе воспитания, разряжая подавленную в нем ответную агрессию.
Так происходит – это очень важный процесс в развитии личности ребенка. Ребенок требует учитывать свои желания и нежелания, в результате чего формируется личность ребенка. Пусть, пока это выглядит нелепо, но, тем не менее, к таким самоутверждениям недавно сформированного Я ребенка нужно относиться с должным уважением и соответствующим терпением, не ломая формирующуюся личность .
Агрессивность ребенка, таким образом, является естественным следствием процесса воспитания. И эту агрессию ребенок закономерно проявляет в адрес своих родителей: он кусает своих родителей, дерется с ними и закатывает им истерики. Это естественные ответные реакции на тяготы тяжелой детской жизни, полной запретов. Не простой вопрос: Как же поступать родителям в таких ситуациях? Но родители всегда должны помнить, что ребенок находится полностью в их власти и оказывается в конфликте между требованиями самоутверждения формирующейся личности и подавлением личности, неизбежным в процессе воспитания.
Первый бунт против родителей, происходящий около двух лет, был назван психоаналитиком Маргарет Малер конфликтом рапрошман (в переводе с фр. воссоединение). Ребенок начинает чувствовать свою независимость от матери и протестует против контроля своим агрессивным поведением, но одновременно очень нуждается в матери
Важно, чтобы мать была рядом, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир, но не препятствовала ему в этом своим навязчивым контролем
В возрасте трех лет бунт ребенка за свою независимость принимает наивысший накал и самые гротескные проявления, описанные советским психологом Л. С. Выготским как семизвездие кризиса трех лет. Этот возраст совпадает с расцветом Эдипова комплекса по Зигмунду Фрейду. Но притязания на единовластное обладание родителем противоположного пола можно рассматривать не только как результат сексуального влечения, но и утверждение своих личных прав.
Следующий тяжелый кризис происходит в пубертатном возрасте, когда подросток ломает много дров и, иногда, свою жизнь, для того, чтобы доказать, что он личность, с которой следует считаться.
Ребенком быть тяжело. Личность ребенка формируется в условиях подавления личности – и другого пути нет. Воспитателям, получается, необходимо пройти между Сциллой потворства и Харибдой деспотизма.
Подавление агрессивности ребенка
В статье мы познакомились с чувством беспомощноcти младенца перед недружелюбным миром, в который он был рожден. Чувство беспомощности ребенок также испытывает в результате давления на него со стороны родителей, которого не избежать в процессе воспитания. Агрессивность ребенка подавляется, и ребенок подчиняется вследствие его зависимости от родителей и угрозы возмездия в виде наказания. Базальная тревога усиливается в значительной степени в результате конфликта между существующей зависимостью от родителей и бунтом против них. Если всегда победу одерживает подавление, вся агрессия ребенка вытесняется и преобразуется в Супер-Эго – он становится послушным и уступчивым интровертом. Подавление агрессии делает ребенка беззащитным, неспособным отстаивать свои права. «Эта беззащитность в сочетании со страхом возмездия, который сохраняется, несмотря на вытеснение враждебности, становится одним из могущественных факторов, объясняющих базальное чувство беспомощности невротика в потенциально враждебном мире», – пишет психоаналитик Карен Хорни в книге “Новые пути в психоанализе”. В результате «деформируется спонтанное утверждение ребенком своей личной инициативы, чувств, желаний, мнений, и он воспринимает мир вокруг себя как потенциально враждебный» – так формируется интроверсия и порождаются нарциссические нарушения личности.
Ситуация становится безвыходной, если родители объединяются против ребенка, когда ребенок не может манипулировать, искать защиты от мамы у папы, а от папы – у мамы. Или, если рядом нет доброй бабушки, которая всегда поймет и пожалеет. И ситуация оказывается совершенно безвыходной, если родители всегда единодушно и безоговорочно занимают сторону других воспитателей, таких как воспитатели детского сада или учителя школы – тогда ребенок оказывается загнанным в угол.
Раннее Супер-Эго
Процесс воспитания очень сложный и многогранный и, конечно, не сводится только к запретам и принуждениям. Кроме научения и обучения центральное значение в воспитании имеет с родителями и другими воспитателями, которая возникает из-за любви к ним и желания быть похожим на объект любви. Это не только сознательное желание быть таким же как – но и бессознательный врожденный механизм, который заключается в интроекции, «впитывании» в свою личность личностных особенностей значимых фигур из окружения.
Способность к подражанию существует и у высокоразвитых животных в естественных условиях, но этот процесс проходит в рамках инстинктивного поведения. При воспитании ребенка стоит задача выйти за рамки инстинктивного поведения, поэтому в воспитании важную роль играет принуждение, которое, по сути, является агрессией со стороны родителей и других воспитателей. Идентификация в результате принуждения оказывается вынужденной. Не в силах противостоять давлению со стороны воспитателей, ребенок не только покоряется принуждению, но и признает это принуждение правомочным и справедливым, т.е. идентифицируется с принуждающим его воспитателем, интроецируя (впитывая) его требования. Такой процесс в психоанализе называется .
Идентификация с агрессором формирует в психике ребенка новое образование, которое в психоанализе называют ранним Супер-Эго – это инстанция, которая является комплексом норм, правил, запретов и требований воспитателей. Супер-Эго – по сути, является внутрипсихической инстанцией принуждения. Благодаря этому ребенок следует привитым ему нормам и требованиям, даже если рядом нет воспитателей. Это уже не просто страх , а страх самонаказания. Супер-Эго – по сути, запускает внутрипсихический механизм аутоагрессии.
В предыдущей статье мы уже детально проанализировали процесс формирования раннего у детей излишне тревожных матерей. Формирование нормального раннего Супер-Эго возникает в результате меньшего количества запретов, чем у тревожных матерей, но, все равно, связано с запретами и принуждениями. Умеренное количество запретов и принуждений оставляет ребенку предохранительный «клапан», через который выходит избыточная агрессия ребенка, не преобразованная в аутоагрессию Супер-Эго.
Эффективное лечение неврастении: общие сведения
Постановка диагноза – это задача невролога, который должен проанализировать данные анамнеза и назначить общее обследование больного, чтобы исключить хронические либо инфекционные болезни.
Неврастения бывает результатом патологических процессов органического вида в мозге , из-за чего важно убедиться, что в анамнезе нет таких болезней (менингит, опухоли, нейроинфекции). Для этой цели назначают КТ либо МРТ, реоэнцефалографию (это специальное обследование кровотока в мозге)
Лечение различных форм неврастении должно брать свое начало с обнаружения травмирующего фактора, так как выздоровление удается лишь в случае его ликвидации. Хорошей новостью является то, что неврастения излечима. Это один из самых благополучных в плане прогнозов типов невроза
Но важно избегать затяжного течения болезни, перерастающей в хроническую неврастению, – излечить ее в данном случае намного сложней
Помимо медикаментозного лечения девиации, необходимо применять психотерапевтические методики. Рекомендованы персональная и групповая психотерапия, а также приемы психоанализа. Психотерапия направлена в первую очередь на то, чтобы изменить отношение пациента к травматичной ситуации в целом, она побуждает человека занимать активную позицию в разрешении той либо другой проблемы. Очень часто мы сами ставим сложновыполнимые задания, а после этого наказываем себя, если не можем справиться
Это крайне важно осознавать в процессе консультаций с доктором. Кроме того, пациента учат отделять главное от второстепенного, жить так, чтобы получать удовольствие от жизни, а не просто работать на износ
Природа или среда
Гены лишь на 40% определяют нашу реакцию на отрицательные эмоции. Остальные 60% — те особенности функционирования мозга, которые человек приобретает по ходу жизни и становления личности.
Интересно, что в том же 2016 году опубликовано аналогичное исследование экстраверсии (S.M. van den Berg et al., Behavior Genetics, 46, 170–182), в котором никаких явных связей с генами не обнаружено. Это, видимо, указывает, что такие характеристики личности, как общительность и любопытство, зависят уже не от десятков, а сотен генов. Подобное можно сказать и о другом члене «большой пятерки» — «открытости опыту» (M.H.M. de Moor, 2012).
Представим на минуту, что наше существование проистекает в полностью знакомой среде. Надежно, но скучновато. И тут появляются некоторые изменения, новые объекты или события. Если случившееся затрагивает лишь незначительную часть «модели мира», о тревожности и страхе речь обычно не идет; здесь, как правило, доминирует реакция любопытства. Что там в Китае? Новая эпидемия?
Но вот изменения нарастают. Они все более очевидны, и параллельно растут опасения за успех деятельности (благополучие, здоровье). Наконец, мы достигаем ее — точки перехода от любопытства к тревожности. Теперь нам уже не столько интересно, сколько страшно. Возникает, как говорят нейробиологи, «пассивно-оборонительная реакция»: хочется спрятаться и затаиться — может, еще обойдется?
Мир после коронавируса: ждет ли нас эпидемия тревоги и депрессии?
Что такое фрустрация
Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия. Обычно состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Термин был введен психологами во второй половине XX века для изучения стресса, вызванного фрустрирующими условиями — условиями, в которых человек не может удовлетворить свои потребности, поставленные перед ним задачи.
«Должны были вечером отправить отчет по работе, а во всем доме отключили интернет — вы находитесь в состоянии фрустрации. Планировали получить повышение на работе, а вам его не дали — это тоже фрустрация», — приводит примеры психотерапевт сервиса онлайн психотерапии Zigmund.Online Мирослав Ясин. По его словам, человек в течение жизни неизбежно время от времени пребывает в состоянии фрустрации; а впервые это случается в детском возрасте — например, когда ребенок не получает ожидаемую похвалу от родителей или рассчитывает на покупку чего-то, а ему это не дают.
Чтобы жить спокойно, нужно доделывать все до конца. Почему так происходит
Трудностей и преград в получении желаемого не избежать, а вот реакцию на фрустрационные условия человек может контролировать. То, как мы реагируем на неудачи, определяет последствия фрустрации — кого-то они закаляют и приводят к новым открытиям, а кто-то всю жизнь страдает, чувствуя себя неполноценным. Рассмотрим подробнее, что влияет на нашу реакцию и к чему она может привести.
Как более эффективно адаптироваться к неопределенности
- Узнать о ситуации больше. Это, как правило, сложнее, чем кажется. Доверяйте настоящим экспертам — специалистам в соответствующей области. Блогеры и всяческого рода комментаторы зачастую заинтересованы не в объективном освещении событий, а в хайпе и лайках. Недаром то, что они делают, называют «информационным фастфудом».
- Будьте готовы потрудиться ради знаний. Разобраться в особенностях взаимоотношений вирусов и иммунной системы, макроэкономических событиях или закономерностях экологических процессов очень непросто. Но это окупается осознанным отношением к ситуации, появлением ваших личных и все более качественно работающих прогнозов, тактик и стратегий поведения.
- Не теряйте оптимизма, даже если новости пока не очень хорошие. Ищите в ситуации плюсы, компенсируйте нарастающую тревожность разнообразием источников положительных эмоций. Это отвлекает и позволяет не зацикливаться на страхах и потерях. Библейское «и это пройдет» в полной мере относится к неопределенности. Пройдет, обязательно пройдет.
- Следите за собственным организмом. Возможно, ему нужно больше ресурсов для решения поставленных задач, для того, чтобы адаптироваться к резкой смене ситуации. Нужно учитывать, хватает ли вам сна, достаточно ли витаминов в питании, есть ли физическая нагрузка. Ловите тревожные сигналы — вроде набора веса или упадка сил — и реагируйте.
- Одному справиться очень нелегко. Наши коллеги и друзья, любимые и близкие — наша опора и помощь. И мы им тоже нужны. При объединении усилий (например, при «мозговом штурме») эффективность умножается. Ведь мы сводим вместе свои знания и уже наработанные навыки преодоления препятствий. Один ум хорошо, но три, или пять, или десять, собравшиеся вместе ради одной цели, — гораздо лучше.
Какое медикаментозное лечение неврастении за границей наиболее результативно
Важно учитывать, что самому выбирать средства, полагаясь на рекомендации знакомых и близких, осуществлять лечение неврастении народными средствами категорически воспрещено. Лекарства подбирают на базе имеющихся проявлений с их выраженностью
У пациентов могут значительно отличаться дозировка и период применения, как и при реабилитации наркомании.
Для одних больных, у кого главным симптомом становится раздражительность, подходит прием препаратов с успокаивающим воздействием. Если у человека отмечено истощение нервной системы, успокаивающие средства лучше не применять, потому что те способны провоцировать возрастание вялости, замедляют психические, двигательные реакции.
Чтоб устранить симптомы тревожности, чрезмерную раздражительность, могут краткосрочно (на протяжении 2-3 недель) применяться дневные транквилизаторы (например, алпразолам). Они имеют активизирующее воздействие, способны убирать вегетативные неврастении.
Когда при данном расстройстве психики преобладающим является ощущение немощности, нарушается активность движений, развивается непереносимость привычных нагрузок, помимо транквилизаторов, бывают назначены ноотропные средства (комплекс препаратов, способных улучшать память, умственную деятельность): энцефабол, аминалон и т.д.
Для более качественного сна подходят феназепам, диазепам, которые рекомендуется употреблять на протяжении небольшого отрезка времени (пару недель), чтоб не возникло привычки. Если нужно нормализовать сон, могут быть применены снотворные с коротким периодом воздействия (имован, золпидем). Их использование не сопровождает появление сонливости днем.
Тактика медикаментозной терапии зачастую состоит в приеме препаратов с общеукрепляющим воздействием — они способствуют повышению обмена веществ, помогают восстановить работу организма. Для этого подходят витамины групп В, С), ангиопротекторы (трентал), а также антиоксиданты (мексидол).
10 симптомов неврастении, диагностика которых очень важна
Неврастения — психическое расстройство из группы неврозов. Прежде всего данная патология проявляется в вечной усталости, раздражительности, неспособности подолгу заняться какой-либо умственной либо физической работой. Человек нередко просыпается совершенно уставшим. Неврастения свидетельствует о том, что истощена нервная система.
- Самый явный признак развития расстройства – именно излишняя раздражительность, когда человек злится по мелочам, становится вспыльчивее, вечно всем недоволен, озлоблен. Семья с друзьями нередко провоцируют приступы бешенства.
- Человек теряет способность к выжиданию в принципе, хочет все получать без промедлений. Длительное ожидание его буквально убивает.
- Признаком развивающегося расстройства зачастую становятся боли в голове. Любые нагрузки вызывают опоясывающую, сдавливающую боль в зоне виска.
- У людей с таковым расстройством разрушается восприятие мира, мысли становятся обрывистыми, непоследовательными, в целом отмечается туманность состояния.
- Уровень сосредоточенности снижается. Больной постоянно отвлекается на разные мелочи, не может подолгу заниматься привычными делами, суетится, вскакивает.
- Симптомы не особенно зависят от пола. И хотя неврастения среди мужчин чаще не столь выражена, однако на психологическом и физиологическом уровнях у больных наблюдаются аналогичное ощущение усталости, истощенность, апатичность – только с разницей в проявлениях.
Расстройства психики зачастую спровоцированы воздействием сразу ряда факторов.
Что касается неврастении, то она обычно возникает по таким причинам:
биологической природы:
- предрасположенность по наследству (присутствие у близких родственников невротических, психических расстройств);
- сложная беременность у матери больного (в частности сопутствующие заболевания инфекционной природы), травмы при родах;
- персональные особенности нервной системы;
- слабость организма в целом из-за употребления наркотиков, алкоголя, наличия хронических болезней;
- физиологические проблемы (небольшая длительность сна ночью, недостаток питательных веществ и т. п.)
психологической природы:
- психологические травмы из детства (проявления насилия, пристрастие родителей к алкоголю, гибель близкого родственника и т. п.);
- долгое пребывание в ситуации стресса различного характера;
- необходимость в выполнении рутинной, тяжелой либо не очень приятной работы;
социальной природы:
- неблагополучное детство;
- нет взаимопонимания внутри семьи;
- неудовлетворенность своей жизнью;
- сомнительный круг общения, где присутствуют люди с девиациями психики, отрициательным взглядом на окружающий мир.
Обычно неврастеник – нестарый мужчина в возрасте от 25 до 40 лет. Среди женщин такое расстройство наблюдается чуть реже, хоть представительницы прекрасного пола также ему подвержены. Однако в зависимости от формы расстройства могут отличаться и факторы риска. Гипостеническая неврастения, как правило, присуща медлительным мнительным людям, имеющим слабую нервную систему. При ней человек ощущает психическую слабость, утрачивает интерес к жизни и т.п.
Данное расстройство ухудшает физическое самочувствие, способность организма к обычному функционированию.
Зависимо от того, какая из сфер наиболее пострадала, выделяют несколько типов неврастении:
- Половая — она сопровождается трудностями в области секса.
- Желудочно-кишечная – ей присущи проблемы в функционировании этих органов.
- Сердечная неврастения – она провоцирует ускорение сердцебиения, болевые ощущения в груди и т. п.
- Мозговая неврастения прежде всего связана с понижением умственных способностей, ухудшением памяти, низкой сосредоточенностью на процессе работы.
Разделение достаточно условно, так как практически у всех пациентов имеются проявления более чем одной разновидности патологии.
Как себе помочь
Тем не менее, затянувшееся состояние фрустрации в конечном итоге приводит к истощению. Как отмечает доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Дмитрий Ковпак, если в удовлетворении физиологических потребностей есть четкие сроки, сколько человек не может прожить без еды, воды, сна; то в удовлетворении социальных потребностей сроки зависят от многих факторов и, в первую очередь, от субъективной значимости для самого человека неудовлетворенной потребности. По его словам, когда фрустрация причиняет физический или моральный дискомфорт, человек должен взяться за разрешение этой проблемы.
Схема для выхода из состояния фрустрации на первый взгляд выглядит понятно: нужно разобраться, какая потребность была не реализована, и понять, каким образом ее можно реализовать. «Другой вопрос, умеет ли человек осознанно, последовательно и качественно проделывать эту работу. Шаблона к решению возникшей проблемы не существует, маршрут к удовлетворению потребности строится персонализировано. Плюс в том, что каждый человек — эксперт по самому себе, и у каждого есть ресурс заглянуть в себя, в свой опыт, в свое прошлое. Они могут подсказать, каким образом раньше решались подобные проблемы», — говорит Ковпак. При этом он напоминает: если человек не может сам решить жизненную задачу — это тоже нормальная ситуация; в таком случае ему необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
В Сети есть различные тесты и методики, которые помогают определить, к какой реакции на фрустрирующие условия склонен человек. Один из распространенных — тест рисуночной фрустрации Саула Розенцвейга. Он определяет, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации, и к какому типу агрессии относится его реакция.
Принципы аутотренинга
Лечение тревожно-депрессивных состояний включает множество методик. Медикаментозное лечение способствует уменьшению основных проявлений заболевания. Аутотренинги при лечении данной патологии недооцениваются некоторыми пациентами. Однако при их выполнении под руководством квалифицированного специалиста они превращаются в эффективный инструмент, позволяющий подсознательно настроить организм на выздоровление.
Метод аутогенной тренировки разработан для лечения депрессии и неврозов, а также психосоматических заболеваний. Главным элементом аутотренинга являются вербальные установки, которые способствуют формированию навыков вызывать необходимые психические и физиологические эффекты.
При аутогенной тренировке важно, чтобы пациент сконцентрировал внимание на беспокоящих его переживаниях и самоощущениях. В ходе аутотренинга при тревожно-депрессивных состояниях пациент определяет и проговаривает возникающие в организме ощущения, а также представляет результат, которого он стремится достичь
Воспитание
Культура воспитания детей весьма гуманизировалась за последние 100 лет в результате просветительской деятельности психологов и гуманизации общества в целом, и воспитательная стратегия розг уже осталась в прошлом.
Сегодня многие психологи считают, что воспитание должно представлять собой лишь предоставление для ребенка возможностей для развития. Может сложиться впечатление, что воспитание ребенка – это только научение и обучение чему-то новому. Конечно, научение и обучение занимает значительное место в процессе воспитания, но, особенно на первых годах жизни, воспитание содержит в себе значительную долю запретов и принуждений, к которым приучают ребенка, что вызывает у него неудовольствие. Но, чаще всего, эту стратегию принуждения приходится проводить до конца подросткового возраста.
Необходимость принуждений связана, прежде всего, с тем, что культура человеческого общества и нормы социума не имеют генетического наследования. Для того чтобы человек стал человеком, ему приходится отказываться от весьма значительной своей животной части, именно которая и наследуется генетически. Поэтому при воспитании ребенка родителям приходится налагать множество запретов, по сути, на естественные желания.
Запреты и ограничения приходится вводить с момента, когда ребенок начинает ползать. Первый запрет – это запрет на свободу передвижения, который проявляется, например, в том, что ребенка помещают в манеж. Запрет на свободу передвижения действует, в той или иной форме, практически, до конца подросткового возраста (хотя многие родители пытаются сохранять его значительно дольше).
Следующий запрет, с которым сталкивается ребенок – это приучение к опрятности, который, вводит в определенные рамки естественную потребность в немедленном удовлетворении естественных потребностей. Сюда же относятся требования не пачкаться, не есть руками, мыть руки и другие, которые, по сути, являются противоестественными животной составляющей ребенка.
Также ребенка изолируют от половых отношений родителей, что вызывает у него ревность и любопытство. Родители порицают детский онанизм, препятствуют сексуальным играм детей в раннем возрасте и половым сношениям в подростковом возрасте, отодвигая в далекое будущее удовлетворение сексуальных желаний.
Также родители регулируют пищевые пристрастия ребенка, режим сна и бодрствования, дисциплинируют его, ограничивают проявление агрессивности и требуют послушания в других сферах, всякий раз желания ребенка тем или иным образом, вызывая его неудовольствие.
Именно ограничения естественных животных желаний очищает пространство, в котором может проходить научение и обучение. В цивилизованном обществе оно, конечно, должно проводиться без принуждения. А вот для того, чтобы ограничить естественные животные желания – приходится, по прежнему, прибегать к принуждению и запретам. И это вызывает у ребенка неудовольствие и ответную агрессию в адрес родителей, которую они подавляют.
При воспитании ребенка приходится прибегать к наказаниям, которые для маленького ребенка сводятся к угрозе отказа в любви со стороны родителей
Потребность в любви для ребенка оказывается более сильной, чем все инстинктивные удовольствия вместе взятые, и он постепенно подчиняется требованиям родителей, сохраняя для себя самое важное – их любовь. (См
также )
Уровни аутотренинга для лечения зависимости
Аутотренинг проводится в индивидуальном порядке или на групповых занятиях. Главный прием аутогенных тренировок – многократное мысленное повторение определенных формулировок, направленных на физическое расслабление и формирование новых поведенческих установок.
Обучение технике релаксации проводится психологом и делится на 6 базовых упражнений:
- установка на релаксацию конечностей;
- установка на нормализацию работы сердца;
- установка на нормализацию работы сосудов;
- нормализация функций дыхания, проработка различных техник;
- установки на прекращение головных болей и расслабление мышц шеи;
- упражнение для нормализации циркуляции крови ко внутренним органам.
Лечение зависимости от алкоголя требует пройти минимум 10-12 занятий с психологом и после освоения практики тренировок можно доверить аутогенные тренировки самому больному.