Компьютерные игры глазами психолога

Введение

Кардинальные изменения общественной жизни и общества в целом, произошедшие за последние двести лет принесли за собой как положительные результаты и итоги, так и отрицательные. Данная работа посвящена одной из проблем, появившихся в связи с переменами в социальной сфере, а именно – игроманией молодежи. Игромания, или «лудомания» (лат. ludo — играю + др. — греч. mania — страсть, безумие, влечение – это чрезмерное увлечение азартными играми.

Актуальность темы исследования основывается на реалиях современного общества в которых прекрасно прослеживается создание целого пласта населения, под названием «игроманы». Этой патологии подвержены почти все слои населения. Быстрое и стремительное распространение азартных игр оказывает пагубное влияние в особенности на молодые группы населения. Компьютеризация в свою очередь также послужила отправной точкой к появлению еще одного виду зависимости – зависимости от компьютерных игр. Огромное количество молодых людей еще с малых лет начинают осваивать компьютерные игры, просиживая часами за компьютером, что ведем к появлению так называемой «зависимости». По данным Национального научного центра наркологии Минздрава России, в нашей стране, на сегодняшний день около 300 тыс. человек уже страдают игровой зависимостью. В связи с запретом государства играть в азартные игры вне разрешенных игровых зон, (например, в России одно из разрешенных игровых мест находится в городе Сочи) доступ к ним открылся через интернет.

Официальной статистики в нашей стране о распространении игромании не ведется, но по данным Средств Массовой Информации в России насчитывается более двух миллионов «игроманов». Также по данным опубликованным ВЦИОМ: Почти в половине семей в компьютерные игры играют дети или внуки (41%). Из негативных последствий, которые влекут за собой видеоигры, россияне чаще всего называют те, что связаны со здоровьем: возникновение зависимости – 26%, ухудшение зрения – 23%, негативное влияние на психику – 13%, деградация умственных способностей – 10%. Многие также считают видеоигры бесполезной тратой времени (16%) или причиной, провоцирующей агрессию у игроков (10%).

Игровая зависимость опасна не только для человека, увлекающегося этим, но и для его окружения. Человек приносит в жертву ради азарта деньги, взаимоотношения с близкими, работу и многое другое.

Объект исследования – игровая зависимость как социальный феномен среди молодежи.

Предмет исследования – проблематика и специфика игровой зависимости среди молодых слоев населения.

Ставя целью курсовой работы — проанализировать особенности такого явления, как игровая зависимость в следующих её проявлениях: азартные игры, компьютерная зависимость, крайне важно сконцентрировать свое внимание на решении следующих задач:

  • — раскрыть специфику молодежной игромании;
  • — рассмотреть нормативно- правовую базу игромании;
  • — проанализировать меры профилактики игромании силами государственных учреждений;
  • — проанализировать методики по борьбе с игровой зависимостью негосударственными организациями.

Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать

И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.

«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!

Экономика образования

Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом

Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.

Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.

Виды игромании

Сегодня в мире не существует единой классификации лудомании в силу того, что изучение данной зависимости началось относительно недавно. Однако некоторые варианты все же существуют. Так, группа ученых из Канады предложила выделять следующие виды игровой зависимости.

Первый. Зависимый постоянно играет в казино, увлекается лотереями и бинго, розыгрышами, делает ставки на бега.

Второй. Этот вид пристрастия характеризуется тем, что человек делает ставки и заключает денежные пари с друзьями, родственниками и коллегами по работе.

Третий. Человек увлекается игрой в онлайн-казино, является посетителем подпольных игорных заведений.

Четвертый. В этом случае зависимые играют на бирже.

Также известна еще одна классификация данной зависимости по виду игр, в соответствии с которой выделяют две основных категории:

Игры с минимальным количеством случайности, основанные только на расчете. Сюда относятся системные игры, в том числе бридж и преферанс, где можно просчитать ходы и выиграть на основании определенной системы. Игроки редко захвачены эмоциями и азартом, так как очень сосредоточены и полностью погружены в мыслительный процесс.

Игры, целиком основанные на случайностях. К данной категории относятся виртуальное казино, игровые автоматы, рулетка, однорукие бандиты, где не существует никакой системы. Игроки целиком захвачены азартом, испытывают невероятно сильные эмоции. При этом когнитивные процессы практически никак не задействованы.

Промежуточные варианты. Их можно отнести к отдельной категории между системными и случайными играми. Сюда, например, входят покер и нарды, в которых степень случайности выше, чем в основанных на одном расчете играх, но значительно ниже, чем в полностью случайных.

Стадии игровой зависимости

Геймер проходит в своей зависимости четыре стадии:

  1. Процесс адаптации. Человек только слегка увлечён новой игрой.

  2. Период резкого роста. Человек играет уже каждый день, подолгу и всё чаще и чаще возвращается к игре мысленно в течение дня.

  3. Стадия зависимости. Аддикт уже не может жить без игры, большая часть его психической энергии направлена туда.

  4. Стадия привязанности. Зависимый может даже страдать от своей аддикции, но справиться с ней не в состоянии.

Решающий фактор игровой зависимости — невозможность отказаться от игры, несмотря на осознание бесполезности и/или вредности игрового процесса.

Сколько времени развивается патология?

Никто не становится зависимым от компьютерной игры в одночасье, иногда формирование аддикции может занимать годы. Вначале проблема неочевидна никому, в том числе и самому больному, но по мере нарастания зависимости, человек становится всё более импульсивным, раздражительным, сильно ослабевает самоконтроль, портятся отношения с семьёй и друзьями, настроение всегда остаётся сниженным за исключением периодов игры.

2. Американская классификация

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологической игровой зависимости ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.

А.

  • Поглощен игрой, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту игр, намеренно отказывается от игры или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности сыграть, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.
  • Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.
  • Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к игре, играть меньше или совсем прекратить.
  • Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от игры.
  • Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).
  • Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).
  • Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в игру.
  • Совершал уголовные преступления — такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для участия в игре.
  • Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.
  • В ситуации отсутствия денег из-за игры перекладывает решение проблем на других людей.

Б.

Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Говоря о психологических особенностях проблемных игроков, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов игры — от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O’Connor, Dickerson, 2003). Австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных игроков:

  • с нарушением поведения;
  • эмоционально неустойчивые;
  • антисоциальные игроки, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них — личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4 % случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных игроков-мужчин и 70 игроков-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальная игровая зависимость; интенсивная игровая зависимость; проблемная игровая зависимость. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что игровой зависимости у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин — алкоголизм (Tavares et al., 2003).

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

Игровая зависимость — последствия от компьютерных игр

Последствия игровой зависимости не такие безобидные, какими кажутся на первый взгляд. Разберем пошагово, чем может навредить зависимость от компьютерных игр.

Человек может растолстеть или сильно похудеть. Поправиться возможно от маленькой активности, а истощать от того, что пищи потребляется меньше.
Возможно, вы не знали, но иногда злоупотребление компьютерными играми может даже закончится судорогами. Этот факт связан также с тем, что глаза постоянно раздражены, из-за мерцающего света, сменой картинки перед глазами и постоянного движения на мониторе.
Если человек тратит времени на компьютерные игры больше нормы, он может перестать следить за собой. Не захочет мыться, бриться, а может и вовсе потерять интерес к своему внешнему виду, что вряд ли позитивно отразится на отношении близких.
Еще одной проблемой является тот факт, что у человека с игровой зависимостью может абсолютно ухудшиться сон.

Не стоит забывать, что компьютерные игры часто агрессивны и человек на подсознательном уровне начинает воспринимать людей как врагов

И это он переносит на общение в социальном обществе, что может негативно сказаться на окружающих.
Немаловажной проблемой становится то, что из-за постоянной концентрации на мониторе, у человека очень сильно напрягаются взгляд и зрение портится с каждым днём всё больше и больше.
Не забывайте, что игровой мышью вы можете навредить суставам руки, а именно запястью. В то время, когда левая рука у правши будет функционировать хорошо, с правой могут начаться проблемы.
Следующем рискованным фактором является проявление головных болей или мигрени

Эти приступы болезненные и могут не пройти за несколько часов, придется мучиться несколько суток.
Не забывайте, что компьютерные игры приводили даже к летальным исходам.

Почему ставки опаснее автоматов и рулетки?

Начнем с последнего вопроса. Ставки на спорт дают игрокам иллюзию того, что они могут обыграть букмекерскую контору своим умом, анализом спортивного события. Большинство игроков в казино понимают, что есть определенная вероятность выигрыша, а они либо удачливы, либо нет. Но ставки на спорт с точки зрения большинства игроков — это не удача, а точный, верный расчет.

Завлекает именно это чувство: ты разбираешься в чем-то лучше букмекера, подловил его на этом, сумел сорвать хороший куш. С этим ощущением бороться гораздо труднее, чем с обычной зависимостью от рулетки и игровых автоматов.

Здесь можно возразить: есть ведь игроки, которые действительно стабильно выигрывают деньги в букмекерских конторах, проводя хороший анализ. Да, такие есть, но их единицы. И для них беттинг является обыкновенной работой, которая лишена эмоций радости и разочарования. Чаще всего такие аналитики даже не следят за спортивными событиями — просто потом узнают результаты.

Если вы делаете новую ставку в полной уверенности, что нашли слабое место букмекера, то, возможно, это первый признак лудомании.

Киберспорт нельзя называть полноценным спортом

В 2018 году киберспорт в Казахстане признали официальным видом спорта, как в США, России и многих странах Европы и Азии. Современный киберспорт – многомилионная индустрия, обеспечивающая спрос на новые профессии: профессиональных геймеров, тренеров, стримеров, менеджеров команд. Киберспортсменами нередко становятся школьники и студенты. Они посещают тренировки и получают зарплату, выступая за профессиональные клубы.

По сравнению с классическими спортивными дисциплинами, рассчитанными на силу, скорость, ловкость или выносливость, в киберспорте не требуется выдающихся физических данных. Но это не значит, что в нём нет нагрузок и игроки не должны обладать особыми навыками, будь то хорошая реакция или высокий показатель действий в минуту. В отличие от игры дома или в клубах с друзьями киберспорт – это работа.

Марина Мухановна убеждена, что у киберспортсменов на тренировки уходит не меньше времени, чем у футболистов или, скажем, гонщиков. «Так же, как и другие спортсмены, они лишены каких-то вещей, которые получают обычные дети. Например, в профессиональном спорте человек должен быть постоянно подчинен какому-то внутреннему распорядку. Дети-спортсмены не должны выбиваться из графика, иначе они не будут успевать. Получается, что у них нет времени на какие-то свои условно несерьёзные дела. В киберспорте почти тоже самое. Игроки подчинены расписанию. Если это школьники или студенты, они должны грамотно распределять время между учёбой и тренировками. Сложность в том, что нет полноценного общения с родителями».

О пользе игр

О том, что компьютерные игры обладают успокаивающим эффектом, впервые узнали на примере тетриса. По мере того как развивался геймплей и усложнялись сюжеты в виртуальных вселенных, об изобретении Алексея Пажитнова все забыли, хотя именно его принято считать первой «электронной таблеткой» от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Международная группа ученых под руководством Эмили Холмс из Совета по медицинским исследованиям установила, что игра в цветной тетрис способна предотвратить флешбэки — внезапные вспышки болезненных воспоминаний (один из распространенных симптомов ПТСР).

То же самое происходит и с чересчур эмоциональными маленькими детьми. Игры-головоломки с простыми правилами, такие как Bookworm Adventures, Peggle и Bejeweled 2, поднимают настроение и успокаивают. Последняя сильнее всего изменила показатели «физического стресса» (примерно то же самое, что мы чувствуем при панической атаке на телесном уровне): сердечно-сосудистая система вернулась к обычному ритму работы, нормализовался пульс.

Есть польза и от «взрослых» игр.

Что делать близким игромана

Близкие люди, друзья и родственники игромана должны быть максимально аккуратны в своих высказываниях, ведь зависимость полностью управляет игроком. Главная задача близких – вовремя обнаружить губительные изменения и вовремя начать действовать.

Запаситесь терпением, если хотите помочь своему близкому человеку в избавлении от игровой зависимости. Психологи советуют близким игромана следующее:

  1. Организуйте совместное времяпрепровождение, попробуйте отвлечь игрока другими занятиями, хотя бы обычной прогулкой на улице или походом в магазин, кино и так далее;
  2. Предложите обратиться за помощью к специалисту.
  3. Поищите поддержку среди тех, кто уже сталкивался с подобной проблемой, обратитесь в группы помощи (например, «Анонимные Игроки»);
  4. Ограничьте свободное управление денежными средствами или хотя бы контролируйте финансовые движения денег вашей семьи;
  5. Ни в коем случае не игнорируйте проблему и самого человека;
  6. Держите свои эмоции под контролем, постарайтесь не критиковать, резко не осуждать зависимого человека.

Очень важно оказать поддержку и помощь игроману

Стадии развития наркомании:

   Начальный период – носит навязчивый характер, появляется психическая зависимость, растет устойчивость организма к действию наркотиков, может принимать дозы и чувствует себя комфортно.

    Развернутая стадия – физическая зависимость, психическое, непреодолимое влечение к наркотикам, дискомфорт, появляется абстинентный синдром, депрессия, беспокойство, страх сопровождаются гневом, агрессивной злобой к окружающим, расстройства сна, расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта, болезненные ощущения мышц, костей, непереносимость громких звуков, нарушение движений, деградация личности (если не дать наркотик, то может умереть), попытки к самоубийству.

У человека неминуемо меняется реактивность организма — исчезают защитные реакции. Потребление наркотика приобретает систематический характер, происходит изменение толерантности. Наркоманы принимают в 2—10 раз более высокие дозы, чем принято использовать их в лечебных целях. Постепенно формируется психическая зависимость от наркотического вещества. Далее вырабатывается физическая зависимость с неодолимым влечением к приему наркотика и выраженным абстинентным синдромом, в структуре которого могут наблюдаться элементы астенодепрессивные, гипоманиакальные, эксплозивные.

У лиц, страдающих наркоманиями, наблюдается изменение толерантности, появление психической и физической зависимости с выраженным абстинентным синдромом.

1. Признаки

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:

  • Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
  • Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
  • «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
  • Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
  • Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко всё более высокому риску.
  • Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
  • Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) игровая зависимость возобновляется.

Игровая зависимость у подростков и детей

Подростки и дети более восприимчивы к играм, особенно если есть факторы, способствующие риску развития игровой зависимости. Такие как обстановка в семье, проблемы со сверстниками, непринятие себя, проблемы с адаптацией и социализацией. Заподозрить игровую зависимость у ребёнка можно по следующим признакам: 

  1. Ребёнок берёт деньги у семьи, занимает у друзей и не объясняет причину их необходимости;
  2. Существенные и постоянные изменения в суммах, которыми располагает ребёнок (слишком большие суммы или наоборот, чересчур быстрые траты карманных денег);
  3. Снижение успеваемости в школе;
  4. Скрывает или отрицает увлечение играми, стал мнительным и подозрительным;
  5. Изменение внешних и физиологических показателей: режим сна, нарушения в питании, усталость, апатия или раздражительность, самоизоляция;
  6. Частое провождение времени за компьютером, приставкой или телефоном.

Помните, что игры развивают детей

Не стоит сразу же бить в колокола, если ребёнок стал чаще проводить время в интернете или играть в компьютерные игры. Сейчас компьютерные технология – наша реальность, поэтому пользование гаджетами ребёнком неизбежно. Однако, увлечения играми, как мы говорили ранее, не всегда зависимость. Различного рода игры способны развивать различные навыки. Например:

Игры со стрельбой («стрелялки», шутеры) развивают внимание и концентрацию. В случае именно с этими играми родители должны следить за возрастными ограничениями и количеством сцен насилия в сюжете;
Развивающие, логические игры

Такие игры помогают развивать мышление, память и фантазию ребёнка.

Достаточно просто правильно выбирать игры и контролировать время провождения ребёнка за компьютером, чтобы избежать развитие игровой зависимости. 

Дети более восприимчивы к играм

Что делать если у вашего ребенка игромания

Стоит в первую очередь поговорить с ребёнком, понять причины его неконтролируемого желания постоянно находиться в игре. Также подумайте о том, на каком уровне находятся ваши отношения с ребёнком. Возможно, он подвергался частой критике или чрезмерному контролю, поэтому ребёнку проще раствориться в виртуальном мире.

Если же подросток или ребёнок подвергся игровой зависимости, родителям стоит обратиться к детскому или семейному психологу. Как правило, детям не выписываются в таких случаях лекарственные средства. Особый упор делается на укрепление и коррекцию семейных отношений, лечение фобий, работа с психологическими установками ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector