Обратная связь в природе и личной жизни
Содержание:
- «Мы» — система с обратной связью
- Во время общения мы постоянно влияем друг на друга.
- мы все зависим от обратной связи.
- У Френка Пьюслика есть замечательное упражнение, демонстрирующее этот принцип. Группа разбивается на пары, рассчитывается в парах на первый – второй и первые (или вторые) выгоняются за дверь. Оставшимся даётся инструкция, что во время беседы с вернувшимся и ничего не подозревающим партнёром сначала нужно демонстрировать интерес, потом легкое недовольство, а потом опять интерес.
- Так вот. Когда собеседник демонстрирует интерес, рассказчик оживляется, говорит лучше и эмоциональнее. А вот когда слушатель демонстрирует лёгкое недовольство рассказ становится скучнее и потихоньку пытается затихнуть. Правда, некоторые рассказчики пытаются всё исправить и наоборот говорят ещё более эмоционально и захватывающе. Но если слушатель стойко удерживает состояние недовольство, через какое-то время сдаются и они.
- Цели получения и предоставления связи
- Никаких боев без правил
- Часто задаваемые вопросы
- Характеристика психотерпии с биологической обратной связью
- Симптомы ПРЛ
- Классификация формы подачи
- Что такое ненасильственное общение
- Суть обратной связи
- Обратная связь психология
- Схема реакции
- Эту схему придумал совсем не я – её активно используют в семейной терапии.
- Мы же тоже большей частью едим приготовленную пищу — варёную, жареную, резаную.
- Факт — это само событие. Для нас тут главное — что это его представление о том «что происходит», без оценки.
- Правда, нужно понимать, что «факт» — понятие растяжимое. В зависимости от того, что считать началом события, а что его завершением, от количества подробностей, повторяемости…
- — Петров шёл по коридору. Поравнявшись с Ивановым он резко ударил его, потом вбежал в кабинет, закрыл дверь и сел на своё место. Иванов открыл дверь, просунул свою голову в щель и громко сказал: «Петров дурак».
- — Каждый раз, когда Петров встречался с Ивановым в коридоре школы, один из них бил другого по плечу, после чего убегал в класс. Сегодня Петров, повстречавшись в коридоре с Ивановым, резко ударил его по плечу, потом вбежал в кабинет, закрыл дверь и сел на своё место. Иванов открыл дверь, просунул свою голову в щель и громко сказал: «Петров дурак». После чего они оба со смехом стали бегать по классу друг за другом, пихаясь и пинаясь.
- Схема довольно общая. И описывает не все варианты. Человек может сразу от факта перескочить к эмоции – например, если сработал якорь. Между эмоцией и действием может вклиниться процесс под названием «принятие решения». «Фактом» для человека может оказаться его собственные действия (интерпретации и эмоции). И так далее. Но можно, как говорится, взять за основу.
- Виды слушания
«Мы» — система с обратной связью
Эта схема хороша, но в ней не хватает второго человека. Общение же – должен быть второй. Или вторые. Предположим, есть муж и жена. Собрались они в театр. Муж уже одет, а жена всё ещё одевается . Муж видит, что она «копается» , это вызывает у него раздражение , он хочет смотивировать её «ускориться» и недовольно говорит ей: «Ну почему тебя всё время приходится ждать!» . Жена слышит эти слова , думает: «Он всё время недоволен мной, он меня не ценит» , обижается и резко отвечает мужу . Муж видит её мимику и слышит слова… Дальше можете продолжить сами, и от вашей фантазии будет зависеть попадут ли супруги в театр, и если попадут, то в каком состоянии. Главное тут не в этом. Поведение мужа было фактом для жены, а поведение жены было фактом для мужа. Демонстрация его раздражения – сообщение для жены, демонстрация её обиды – сообщение для мужа. И так далее.
Вот это и есть петля обратной связи: один собеседник что-то делает, второй реагирует на эти действия и делает что-то в ответ, а это, в свою очередь, влияет на первого.
Во время общения мы постоянно влияем друг на друга.
И, с одной стороны, всё кажется довольно сложным: непонятно, что именно отфильтрует собеседник из моего сообщения, как интерпретирует, какие эмоции в результате у него появятся и что он в конце концов сотворит. С другой стороны, все мы каким-то непостижимым образом общаемся. И иногда даже получаем нужный нам результат в процессе этого общения. Что не может не радовать.
Так что из этой схемы можно сделать несколько полезных выводов
Например, можно наконец начать обращать внимание на реакцию другого человека и понимать, что эта реакция – ответ на ваши действия. И поменяв своё поведение мы можем изменить поведение партнёра
При общении стоит выстраивать сообщение так, чтобы оно было правильно интерпретировано собеседником
Здесь уже мало согласовать фильтры, тут уже важно разбираться, как другие люди понимают мои слова, мимику, жесты. А то есть много людей, которые сдерживают эмоции, что снаружи проявляется в совершенно неконгруэнтном сообщении, которое вообще не понятно как интерпретировать
Одна известная американская психологиня писала: «Мне было легко общаться с матерью, она демонстрировала свой эмоции и было понятно, когда она раздражена. Достаточно было подождать когда она отойдёт и прийти к ней со своей просьбой. Я старалась не общаться с отцом, потому что он эмоции скрывал, и понять в каком он сейчас состоянии и как отреагирует на просьбу было невозможно».
Просто
мы все зависим от обратной связи.
Всё, что мы делаем в коммуникации для него, для собеседника. И тот, кто слушает, влияет на общение намного сильнее, чем тот, кто говорит. Знаете, кто в симфоническом оркестре не издаёт ни звука, но при этом управляет всем? Правильно, дирижёр.
У Френка Пьюслика есть замечательное упражнение, демонстрирующее этот принцип. Группа разбивается на пары, рассчитывается в парах на первый – второй и первые (или вторые) выгоняются за дверь. Оставшимся даётся инструкция, что во время беседы с вернувшимся и ничего не подозревающим партнёром сначала нужно демонстрировать интерес, потом легкое недовольство, а потом опять интерес.
Так вот. Когда собеседник демонстрирует интерес, рассказчик оживляется, говорит лучше и эмоциональнее. А вот когда слушатель демонстрирует лёгкое недовольство рассказ становится скучнее и потихоньку пытается затихнуть. Правда, некоторые рассказчики пытаются всё исправить и наоборот говорят ещё более эмоционально и захватывающе. Но если слушатель стойко удерживает состояние недовольство, через какое-то время сдаются и они.
На самом деле, у большинства уже есть все необходимые инструменты и навыки (если вы тренировались калибровать, делать рефрейминги, ставить якоря и т.д. – то скорее всего вы относитесь к этому большинству) для контроля за этим процессом. Что позволит получать нужный вам результата с большей вероятностью и в правильном количестве. А как именно это сделать мы поговорим на следующем занятии: «Цель коммуникации».
Цели получения и предоставления связи
Люди вступают в межличностное взаимодействие, имея конкретные задачи. Бездумные действия нельзя назвать осмысленными, потому они не ведут к нужному результату. Рассмотрим цели, которые мотивируют на то, чтобы начать общаться:
- Личностное развитие. Бессознательно у большинства людей присутствует стремление к саморазвитию. Хочется узнавать новое, достигать значительных успехов в выбранном направлении. С этой целью опыт состоявшихся коллег становится воодушевляющим примером. Своевременное консультирование поможет преодолеть преграды, заручиться необходимой поддержкой.
- Увидеть результат. Разумные действия совершаются с конкретной целью. Если человек намеренно идет к результату, то должен прислушиваться к тем, кто уже прошел похожий путь. Опыт победителя может оказаться кстати, если имеется стремление стать сильной личностью, расширить горизонты возможностей. Увидеть результат прилагаемых усилий – значит, поверить в себя, раскрыть полноту потенциала.
- Осознание своей ценности. Человек не может быть счастлив в одиночку. Получив отклик, многие понимают, какие перспективы их ожидают в будущем. Происходит осознание возможностей, обнаруживается стремление сделать мир лучше, прожить яркую качественную жизнь.
Никаких боев без правил
Угадайте, что происходит со многими женщинами, когда мужчина открывается и делится своими переживаниями? Во время ссоры они просто бросают эти признания ему в лицо:
«Вот почему твой начальник считает тебя слабаком!»
«Неудивительно, что ты считаешь себя неудачником!»
«Возможно, ты ведешь себя так, потому что твой отец тоже был жестоким, как ты мне рассказывал!»
Когда женщина видит красный цвет, она жаждет выиграть сражение и уверена в справедливости в своих чувств. Но справедливы все чувства, а не только наши.
Ничто из того, что он говорит или делает, не перечеркивает ваши чувства. Вы имеете на них право, и это все, что вам нужно знать.
Если же вы хотите донести их до своего мужчины, дать ему почувствовать ваши страдания и понять всю вашу боль, поговорите с ним как с тем, кто способен слушать, видеть и понимать. Это создаст между вами эмоциональную связь и сделает ближе.
Он увидит, что вы по-прежнему можете уважать его личность и чувства, несмотря на свои негативные эмоции, а потому ответит вам тем же. Вот как ведут себя эмоционально зрелые мужчины. Они хотят знать о ваших чувствах, даже если вы расстроены. Но чего они не хотят, так это быть сожженными на костре вашей ярости за это желание.
Если вы способны донести до него свои чувства в нормальной обстановке, располагающей к близости и положительным переменам, он сделает все от него зависящее, чтобы проявить уважение к вашим чувствам и желаниям. Даже если ваше счастье потребует от него жертв.
Помните, он действительно хочет заботиться о ваших эмоциональных потребностях.
Часто задаваемые вопросы
Эффективно ли онлайн консультирование?
Первые результаты вы начнёте ощущать уже во время первой недели.
Онлайн сессия вкупе с чат-поддержкой обладает куда большим
фокусирующим эффектом, позволяя фактически не прерывать процесс
консультаций.
В США, где технологический и терапевтический процесс в психологии
ушёл далеко вперёд, такой тип консультаций популярен более 7 лет и
начинает преобладать над классическими методами.
Психологи, с которыми я общаюсь, профессионалы?
Мы работаем только с психологами, у которых есть:
- Высшее образование.
- Практика не менее 8 лет.
- Подтвержденная квалификация.
- Опыт онлайн-консультаций.
У каждого психолога есть супервизор — специалист более высокой
квалификации, к которому он ходит на сессии. Это мировой стандарт
психологической практики, подтверждает профпригодность психолога и
помогает ему в работе.Работу психолога автоматически
анализирует нейросеть. Сотрудники подключатся только тогда, когда
надо выяснить детали или доработать алгоритмы. Это позволяет оценить
эффективность работы психолога, не раскрывая никому детали сессии
и личные данные клиента.Чтобы получить полную информацию о
дипломах, сертификатах и практическом опыте вашего психолога —
просто напишите нам.
Как часто я могу писать своему психологу?
Вы можете писать своему психологу 24/7 всё время пока действует
ваша подписка.
Как часто психолог будет мне отвечать?
Ваше общение проходит в формате асинхронной переписки и скорее напоминает электронную почту. Психолог будет отвечать несколько раз в день в зависимости от своей загрузки. Мы стараемся распределять нагрузку на психологов, чтобы у них было достаточно времени на полноценное и вдумчивое общение.
• Вы можете писать психологу когда и сколько захотите, 24/7
• Психолог отвечает 5 дней в неделю минимум 1 — 2 раза в день
Где я буду общаться со своим психологом?
На данный момент мы выбрали общедоступные средства общения: WhatsApp,
Skype, Viber, Telegram и прочие.
Вы можете выбрать один или несколько удобных для вас способов общения и менять
их в любое время по согласованию с вашим психологом.
Могу ли я сменить подобранного психолога в процессе терапии?
Вы можете поменять психолога в любой момент, связавшись с вашим
менеджером. Вы можете не объяснять причин. Но если вы о них
расскажете — это повысит шанс подобрать более подходящего
специалиста. Если работа сервиса не устроит — вы можете
вернуть деньги в течение двух дней после оплаты. Мы переведем их на
привязанную к вашему аккаунту карту. Какая бы проблема у вас
не возникла — свяжитесь с вашим менеджером. Он проконсультирует вас
и поможет ее решить.
Что если я чего-то не пойму?
Вы всегда можете обратиться к вашему менеджеру, который добавляется
к вам вместе с психологом. Менеджер не имеет никакой информации о
сути вашего общения с психологом, но может решить любой спорный или
непонятный вопрос касаемо взаимодействия, подписки или технических
аспектов.
Характеристика психотерпии с биологической обратной связью
В психотерапии с биологической обратной связью присутствует как релаксационный, так и поведенческий компоненты. Использование биологической обратной связи для релаксации называют психорелаксационной терапией с использованием принципа биологической обратной связи или адаптивное биоуправление, БОС-метод психотерапевтического лечения, аппаратный аутотренинг.
В основе биологической обратной связи лежит наличии зависимости между вегетативными и психическими функциями. При БОС больной через датчик, преобразующее и регистрирующие устройство получает информацию о минимальных изменениях какого-либо своего физиологического показателя (мышечное напряжение, температура тела, электрическое сопротивление кожи, уровень артериального давления и многие др.), связанного с эмоциональным состоянием, и старается изменить его в заданном направлении, что позволяет ему приобрести и развить навыки направленной саморегуляции, тем самым повлиять на течение патологического процесса.
Различают два основных вида биологической обратной связи: прямая и непрямая.
«прямая» БОС осуществляется по той физиологической функции, которая нарушена при данном заболевании и является основным его проявлением (например, по уровню артериального давления при гипертонической болезни),
«непрямая» БОС по показателям, изменение которых не является специфичным для данного заболевания.
Самыми распространенной из них являются БОС по температуре и электрическому сопротивлению кожи. Связано это с тем, что они хорошо отражают уровень психоэмоционального напряжения человека. Возрастание напряжения приводит к снижению температуры и сопротивления кожи, а расслабление к повышению этих показателей.
Современные компьютерные системы автоматизации биологической обратной связи, позволяют в качестве параметра управления использовать практически любой из показателей работы организма (число сердечных сокращений, дыхательных движений, уровень артериального давления, скорость распространения пульсовой волны, электрическое сопротивление кожи, характеристики электрокардиограммы и энцефалограммы.
Существуют аппараты для регистрации одного и одновременно нескольких физиологических характеристик. Отдельные исследователи считают, что более эффективна много параметрическая БОС. Для ее проведения разработаны програмно-аппаратные комплексы на базе персонального компьютера. Существуют компьютерные программы, позволяющие обучаться саморегуляции в процессе интересной игры.
Роль аппарата в этом методе велика, но не стоит игнорировать заслуги врача. Так психотерапевт сам является важным звеном биологической обратной связи и активно влияет на ход обучения. И от его мастерства во многом зависят результаты проводимого лечения, а прибор, помимо представления информации, является вспомогательным средством установления терапевтических отношений. И именно эти отношения помогают пациенту развиться, изменить свое поведение.
На первом подготовительном этапе врач в беседе мотивирует пациента на участие в тренинге, вселяет надежду в успешность занятий, объясняет больному сущность метода, механизм его работы, дает представления о патологическом процессе, происходящем в организме и почему лечение будет эффективным в данном случае.
В процессе тренировки психотерапевт, имея информацию о пациенте от прибора и от него самого, помогает больному лучше использовать полученные данные. Врач дает советы и указания по тому, как нужно себя вести, экспериментировать, искать наилучшие пути управления своими функциями
При наличии первых минимальных результатов и даже при их отсутствии фиксирует внимание больного на его успехах. Еще больше повышается роль психотерапевта, когда пациент освоил метод в условиях кабинета и переходит к следующему этапу применения своих навыков в повседневной жизни
В этой ситуации основной упор делается на развитие у пациента активного отношения к процессу лечения, повышении ответственности за себя и свое здоровье.
Преимуществами этой терапии является сознательное активное участие пациентов в лечебном процессе, безопасность и безвредность метода, крайняя редкость побочных эффектов, однако, врачу следует быть готовым столкнуться с ними.
Симптомы ПРЛ
Первые признаки расстройства появляются обычно в юношеском возрасте, с годами статистика заболеваний снижается и почти у 50% пациентов состояние улучшается в течение десяти лет после появления первых симптомов. Случаев заболеваний среди женщин почти втрое больше, чем среди лиц мужского пола.
Краеугольный камень заболевания – нестабильное эмоциональное состояние, толчком к которому послужила чрезмерная реакция на внешние события, и торможение возврата к прежнему эмоциональному состоянию. Подверженность таким импульсивным переходам наблюдается у тех, кто склонен к резким сменам оценивания людей, от идеализирования к разочарованию. У пациентов с таким расстройством крайне интенсивна чувствительность, их может переполнять любовь, радость, они могут испытывают небывалый подъем, но в то же время их обуревают и негативные эмоции: гнев и тревожность, страх и вина. Интенсивность эмоций настолько велика, что происходит подмена реакций: пациенты сильно скорбят вместо обычной грусти, ощущают позор и принижение своего достоинства вместо неловкости, паникуют вместо небольшого волнения, доходят до умоисступления вместо негодования.
При пограничном расстройстве высок порог чувствительности к неудачному развитию событий, к получению отказа. Пытаясь избежать сильных негативных эмоций, люди, страдающие ПРЛ, наносят себе телесные повреждения, скрывают чувства. Невозможность контролировать свои реакции иногда приводит к суициду. Несмотря на кратковременные ощущения подъема и легкого веселья, наиболее интенсивно у больного проявляются гнев и удрученность, ярость и потерянность, сменяющие друг друга тревожные и депрессивные настроения.
Импульсивное поведение (злоупотребление алкоголем и/или психотропными веществами, чрезмерное поглощение пищи или нарушение режима питания, неконтролируемые траты денег, беспорядочные сексуальные связи, опасное вождение автомобиля, резкое увольнение, внезапное завершение отношений) отражает импульсивные эмоции – так человек стремится как можно скорее избавиться от сильнейшей душевной боли и от проблем, ее вызывающих. Но через какое-то время приходит боль от раскаяния, ощущение вины за свой поступок и, как ответ, стремление к новому импульсивному акту, чтобы облегчить новую боль. С течением времени такое поведение в некоторых случаях становится автоматической реакцией на боль от негативной эмоции.
Риск самоубийства при ПРЛ составляет до 10%. Есть доказанные данные, что мужчины подвержены большему (вдвое выше) риску покончить с собой, нежели женщины. Суицидальные наклонности и попытки самоубийства у пациентов с пограничным расстройством могут свидетельствовать об их убеждении, что таким образом они облегчат жизнь другим, что всем станет только лучше. Такие пациенты особенно чувствительны к тому, как к ним относятся люди: они чрезмерно рады и благодарны за хорошее к ним отношение и, наоборот, чересчур печальны или злятся, когда их обижают или подвергают критике. Диапазон чувств обширен и смена их происходит очень быстро. Бывает достаточно лишь вероятности того, что нужный человек может исчезнуть из жизни или что можно лишиться его уважения, и маятник чувств колеблется от любви к ненависти, от почитания к разочарованию. Подобные настроения вредят не только конкретным отношениям, они влияют на отношения в семье, в социуме, на самооценку.
При пограничном расстройстве есть склонность к восприятию мира как опасного места, полного злорадных людей. В то же время присутствует безграничная преданность в романтических отношениях, основанная на страхе. Этому способствуют неудовлетворенность партнером, конфликты в семье и физическое насилие, хронический стресс, нежелательные беременности
Защищаясь от интенсивных эмоций, вызванных болезненными жизненными событиями, сознание переключает внимание с этих событий или воспоминаний о них. Блокировка негативных эмоций временно облегчает импульсивные ощущения, но одновременно и притупляет обычные эмоции, отчего человек с пограничным расстройством теряет способность концентрироваться и реагировать естественным образом в повседневном режиме, что существенно усложняет его положение в социуме
Классификация формы подачи
Правильно подобранная форма подачи гарантирует успех донесенной информации до человека:
Стоит отметить, что обратная связь бывает двух видов:
оценочная (оценка адресата
Оценочную обратную связь необходимо использовать осторожно, так как негативная оценка вызывает отторжение и агрессию);
дескриптивная (нет оценки, но есть описание поведения и высказываний респондента. Эффективный вид
Чтобы передать минусы человека, необходимо использовать автодескриптивную обратную связь, т.е. коммуникатор описывает собственные чувства, связанные с поведением адресата ).
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Формы обратной связи представим в виде таблицы 1.
Оценочные суждения |
Дескриптивные суждения |
||||||
Собственная оценка |
Интерпретативная оценка |
Собственное описание |
Описание собственных чувств (автодескриптивная обратная связь) |
||||
аргумен-тировано |
неаргумен-тировано |
аргумен-тировано |
неаргумен-тировано |
обоб-щение |
конк-ретика |
аргумен-тировано |
неаргумен-тировано |
+- |
+- |
+-0 |
+-0 |
+-0 |
+-0 |
+- |
+- |
Таблица 1. Формы обратной связи
Что такое ненасильственное общение
Ненасильственное общение (ННО) — способ понятно доносить до человека информацию и добиваться своего. Подход ненасильственного общения сформулировал американский психолог Маршалл Розенберг в 1960-х годах, и описал в книге «Язык жизни».
Наши потребности напрямую связаны с чувствами. Если потребности удовлетворены, мы рады, если нет — злимся. Розенберг предлагает сосредоточиться на понимании потребностей и сопереживании чувствам других людей.
- Насильственное общение: «Нормальные люди в такое время музыку не слушают!»
- Ненасильственное общение: «Сейчас час ночи, и я слышу музыку из вашей квартиры. Я злюсь из-за того, что не могу уснуть. Мне нужно выспаться, ведь завтра я презентую новый проект клиенту. Пожалуйста, сделайте музыку тише, чтобы ее не было слышно».
Форма ненасильственного общения универсальна. В своей книге Розенберг приводит примеры использования ННО в общении с детьми, партнерами, друзьями и даже грабителем, который приставил нож к горлу
Во всех случаях ННО помогает понять собеседника и без пассивной агрессии попросить о важном
Экономика образования
Почему ваш ребенок — самый сложный переговорщик
Суть обратной связи
Обратная связь – это возможность показать исполнителю свое видение ситуации или проинформировать о личной реакции на его действия. Иногда она выдается руководителем автоматически или неосознанно. В таком случае теряется эффект мотивации к действию. В любом случае обратная связь есть всегда. Разница лишь в форме подачи.
Она может быть качественной или некачественной. Отличие в том, что первая мотивирует сотрудника к исправлению ошибок, побуждает к эффективной работе. Некачественная – вызывает негативные ассоциации, демотивирует, блокирует развитие.
От качества обратной связи зависит психологический климат в компании, отношения между сотрудниками, продуктивность труда. Грубая оценка в присутствии коллег, несоблюдение этики делового общения – проблемы, с которыми сталкиваются многие сотрудники
Важно учиться коммуникации с подчиненными, чтобы к вам прислушивались. Это не только поддержит здоровые отношения в коллективе, но и повысит качество работы
Действуйте в соответствии с целями и результатом, который хотели бы получить. И помните: критика не имеет отношения к обратной связи, даже если последняя является негативной.
Обратная связь психология
Обратная связь в общении играет особую роль.
Определение 1
Обратная связь (от англ. «feedback») — информация, которая передается респонденту о его восприятии коммуникатором.
Классификация обратной связи:
- нейтральная;
- отрицательная (критика);
- положительная (похвала).
В действительности в деловой коммуникации, конкретно, в обратной связи, возникают следующие проблемы:
- как передать сообщение о негативной обратной связи, чтобы респондент адекватно ее принял и исправил поведение;
- как передать сообщение о положительной обратной связи, чтобы респондент не воспринимал ее в качестве лести или дежурной вежливости, была ценной для него.
Также обратную связь можно классифицировать по форме и содержанию.
Анализирование содержания обратной связи подразумевает выделение разных сфер проявления адресата:
- деловая сфера;
- широкого общения;
- интимно-личностной коммуникации;
- личная (описательное содержание личности адресата в целом).
В деловой коммуникации эффективно использовать такие сферы обратной связи, как деловая и широкое общения. Последние две сферы предполагают вторжение в интимную зону, вызывает обиды, конфликты, т.е. происходит «переход на личности».
Но для успешной подачи обратной связи важным элементом считается форма подачи, а потом уже содержание.
Схема реакции
Эту схему придумал совсем не я – её активно используют в семейной терапии.
Сначала человек пропускает информацию через фильтры восприятия — выкидывает то, что ему сложно «переваривать».
Мы же тоже большей частью едим приготовленную пищу — варёную, жареную, резаную.
При этом фильтры у каждого человека настроены по-своему – мы об этом уже говорили: «предпочитаемая модальность», «врата сортировки», «критерии».
На основе отфильтрованной информации строится то, что можно назвать «фактом» для этого человека.
Факт — это само событие. Для нас тут главное — что это его представление о том «что происходит», без оценки.
— Иванов открыл дверь, просунул свою голову в щель и громко сказал: «Петров дурак».
Правда, нужно понимать, что «факт» — понятие растяжимое. В зависимости от того, что считать началом события, а что его завершением, от количества подробностей, повторяемости…
— Петров шёл по коридору. Поравнявшись с Ивановым он резко ударил его, потом вбежал в кабинет, закрыл дверь и сел на своё место. Иванов открыл дверь, просунул свою голову в щель и громко сказал: «Петров дурак».
— Каждый раз, когда Петров встречался с Ивановым в коридоре школы, один из них бил другого по плечу, после чего убегал в класс. Сегодня Петров, повстречавшись в коридоре с Ивановым, резко ударил его по плечу, потом вбежал в кабинет, закрыл дверь и сел на своё место. Иванов открыл дверь, просунул свою голову в щель и громко сказал: «Петров дурак». После чего они оба со смехом стали бегать по классу друг за другом, пихаясь и пинаясь.
Следующий шаг — интерпретация
Человеку нужно придать смысл факту, связать его со своей картой мира.
— Петров постоянно бьёт Иванова.
— Петров ведёт себя плохо.
— Нынешняя молодёжь совершенно не культурна и не умеет вести себя вежливо по отношению друг к другу.
— Школьники выдумывают различные подвижные игры.
В интерпретации уже присутствует оценка: хорошо — плохо, правильно — не правильно, важно — не важно.
Потом идёт эмоциональная реакция — включается тело, гормоны всякие в кровь идут. Человек испытывает гнев, радость, счастье, злость, удивление, спокойствие.
После всего человек начинает действовать: говорить, размахивать руками, пожимать плечами, ходить и делать другие забавные вещи
Другие люди снаружи могут наблюдать только поведение: мимику, движения руками, интонации и скорость речи, слова и т.д. То есть, что происходить внутри у другого человека для нас скрыто, но мы можем замечать некоторые внешние проявления этого и интерпретировать их.
Схема довольно общая. И описывает не все варианты. Человек может сразу от факта перескочить к эмоции – например, если сработал якорь. Между эмоцией и действием может вклиниться процесс под названием «принятие решения». «Фактом» для человека может оказаться его собственные действия (интерпретации и эмоции). И так далее. Но можно, как говорится, взять за основу.
Виды слушания
Американский исследователь общения Келли выделяет четыре вида слушания.
- Направленное, критическое слушание. Участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую делая это превентивно, то есть приходя с установкой на критическое восприятие информации), а потом делает попытку его понимания. Такое слушание бывает уместно там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, точки зрения т.д. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, критическое слушание малоперспективно. Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания.В результате все ценное как бы проходит мимо, интерес к информации отсутствует, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным.
- Нерефлексивное слушание (пассивное). Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней.Его нужно использовать , когда затронуты глубокие чувства: боль, горе, либо собеседник говорит о таких вещах, которые требуют минимального ответа. По форме нерефлексивное слушание представляет собой краткие реплики типа: «Да?», «Понимаю» или невербальные жесты вроде наклона головы.
- Рефлексивное слушание (активное). Этот вид слушания чаще всего представляет обратную связь с говорящим и используется для контроля некой точности восприятия услышанного. Используется, когда нужно разговорить собеседника или выяснить подробности какой-либо проблемы, его позиций.
Активное слушание имеет три формы:
1.Выяснение . Это безоценочная техника использования для демонстрации готовности выслушать человека или разговорить его.
При этом используются выражения :
-Что вы имеете ввиду?
— Вы что-то хотели сказать?
2) Перефразирование (вербализация услышанного) состоит в том, что вы адресуете «говорящему» его сообщение своими собственными словами, словами слушающего.
Иначе говоря, перефразирование состоит в переформулировании слов партнера. Эта техника позволяет устранить барьер, или помеху, который заключается в восприятии, декодировании и интерпретации получаемой в общении информации. Поэтому можно и даже нужно использовать в своем ответе собеседнику привычные и понятные для вас слова.
Главное — в неискаженном виде сохранить заключающуюся в них мысль
Используются фразы:
-Правильно ли я вас понял?
— По вашему мнению….
3) Резюмирование. Это подытоживание основных идей или мысли говорящего.
Фразы:
— Основной проблемой, как я понял, является…..
4. Эмпатическое слушание . Данное слушаниепредложено Карлом Роджерсом. Его основной особенностью является создание в общении ситуации сочувствия, сопереживания говорящему. Для этого применяются приемы рефлексированного слушания.
Однако эмпатическое слушание отличается от рефлексированного целями и намерениями. Цель эмпатического слушания – уловить эмоциональную окраску идей, и их значение для говорящего. Эмпатическое слушание – это более интимный вид общения. Роджерс считал, что Эмпатическое слушание позволяет оказать поддержку собеседнику, а также дать ему понять, что проблема воспринимается как очень важная. Роджерс считал, что Эмпатическое слушание позволяет понять мотив собеседника.