Детская шизофрения: неповторимость и эксцентричность заболевания

Содержание:

Синдром Каннера

Большой вклад в изучение симптомов ранней детской шизофрении внес Лео Каннер. Психиатр выявил у детей подобной группы такие показательные признаки как:

  • безличностные взаимоотношения с родителями;
  • однообразные игры со стереотипными движениями;
  • игнорирование личных местоимений.

Доктор объединил данные признаки термином ранний детский аутизм. Впоследствии оказалось, что аутизм, выявленный им, является неотъемлемым признаком шизофренического расстройства. Аутизм в рамках шизофрении нередко представлен понятием «синдрома Каннера».

Младенцами такие дети имели нарушения сна, менялась его глубина и качество. Он становился поверхностным, больные трудно засыпали.

Малышам свойственно беспокойство, плаксивость без явной причины. Хотя отдельные детки обладают стабильным эмоциональным фоном. Возможно снижение чувствительности относительно звуковых раздражителей. Порой создается впечатление, что ребенок страдает глухотой.

С возрастом у маленьких больных более четко проявляются признаки расстройства. Им сложно овладевать элементарными навыками самообслуживания: чистить зубы, одеваться, складывать вещи. Речь хоть и формируется своевременно, впоследствии теряет эмоциональный окрас. Дети перестают задавать вопросы и отвечать на них. Многие слова выпадают из обихода. Фразы укорачиваются, порой не завершаются, произносятся скандировано, отрывочно, штамповано. Теряется привычная интонация, приобретая вычурный характер: меняется ударение, манера произношения. Речь детей характеризуется невнятностью, непонятностью, монотонностью, автоматизмом, поэтому не годится для коммуникаций.

Поведение малыша, страдающего синдромом Каннера, может характеризоваться как удовлетворительное, даже с нотками веселья. Отдельные случаи подкрепляются равнодушием относительно окружения. Однако подобный фон настроения сохраняется, когда стабильна ситуация вокруг ребенка. Стоит внести изменения, корректировки в привычный детский уклад жизни – изменить маршрут прогулок, поменять интерьер комнаты, разнообразить пищу, поведение маленького пациента изменяется.  Он становится агрессивным, беспокойным, тревожным.

Игровая деятельность детей с виду кажется обычной, однако характеризуется быстрой сменой действий или застреванием на одном определенном, отсутствие сюжета игры. Деток сложно заинтересовать привычными игрушками. Они проявляют интерес к иным вещам: цифрам, предметам обихода, электротехнике. Деятельность сопровождается стереотипностью, однообразием, например, бесцельным счетом любых попадающихся предметов.

Изменяется двигательная активность. Усложняющиеся двигательные формы объединяются с сохраняемыми примитивными движениями: взмахи кистей, перебирание пальцев рук, их сгибание, разгибание. Подобные стереотипии характерны для раннего возрастного периода. Походка становится нескоординированной, резкой, отрывистой. Отсутствует плавность движений. Поражает грациозность одних двигательных актов и нелепость, неловкость других.

Андрюша, 4 года. Младенчество сопровождалось обычным развитием: вовремя начал сидеть, ходить, речевое развитие – с 1 года. Мать отмечала чрезмерное спокойствие, пассивность и сонливость ребенка, слабую реакцию на игрушки. Он не различал посторонних и родных людей, проявляя одинаковую реакцию.  

Мальчик страшился других детей, убегал от них, не хотел с ними играть. Попытка привлечь ребенка к игре заканчивалась агрессией, раздражением, беспокойством, криками. Любил ходить на носочках или широко поставленными ногами, прыгать, совершал разнообразные манипуляции руками. Игра сопровождалась перекладыванием игрушек с места на место. На улице игровая деятельность отсутствовала. Встретив собаку, вскрикивал: не бойся, ударяя себя по лицу.

Имея развитую речь, хороший словарный запас, речью не пользуется. Игнорирует вопросы, просьбы. Высказывает отдельные короткие фразы, когда испытывает нужду в чем-либо, чаще жестикулирует. Любит слушать стихи, запоминает прочитанное и страницу, где напечатано стихотворение. Говорит о себе в третьем лице: мальчик идет гулять, мальчик хочет есть.

Подозревая олигофрению, был направлен на прием к врачу. В кабинете бродил или бегал, игнорировал просьбу сесть на стул. На вопросы не отвечал. Предложенные игрушки сбрасывал на пол. Кричал, выкрикивая непонятные слова. Разбил рамку для фотографий, ударив об стол.                     

Лечение

Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.

Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.

Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.

Суицид

Суицидальные настроения при психопатоподобной шизофрении наблюдаются у 41% пациентов. В данном случае речь идет, прежде всего, о подростках. Но зачастую все ограничивается мыслями. Действий никаких не предпринимается. Более того, многие больные даже никому не рассказывают о них в момент их появления в голове. Об этом узнают уже позже, когда проходит приступ и подросток делится своими размышлениями с врачами.

Пациенты рассказывают, что их посещают идеи доверить свою судьбу случаю, року. К примеру, подросток стоит на станции метро и ждет поезда. Внезапно ему приходит в голову мысль броситься под рельсы, но при этом он решает, что сделает это, только если на табло будет четная цифра.

Иногда суицидальные настроения сочетаются с жесткостью к самому себе, причем бессмысленной. Больной может полностью раздеться и лечь в сугроб, чтобы замерзнуть, или поставить себе что-нибудь тяжелое на горло и т.д. Зачастую подобные попытки уйти из жизни пресекаются родственниками или тем, кто окажется поблизости.

Если нет признаков шизофрении

Для полиморфного психотического расстройства без симптомов шизофрении свойственны такие особенности. Если возникают бредовые идеи, галлюцинации, то они слабо выражены и не имеют ведущей роли. Их проявления менее интенсивны. Бредовые идеи, в основном, имеют характер преследования, своего возвеличивания, утверждения о своей виновности либо наличия смертельного заболевания. Нередко больные в окружающей их обстановке во всем видят символизм.

На первый план выходит лабильность настроения и поведения: страх – радость, эйфория – тревога. Возможны изменения мыслительной деятельности, возбуждение сменяется апатией. Появляется снижение концентрации внимания, импульсивность и тревожность поведения.

Смена поведения, настроения, характера галлюцинаций происходит очень быстро.

Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)

 Первые признаки расстройств настроения могут проявляться у детей в возрасте 5-6 лет, но чаще всего данный вид нарушений психики встречается у подростков. Это связано с особенностями протекания полового созревания и социальной адаптации в этот период жизни. Существует два вида расстройств настроения:

  • депрессивные расстройства характеризуются приступами депрессий (Эпизодами пониженного настроения), без приступов мании;
  • биполярные расстройства отличаются чередованием приступов депрессии и мании. Период подавленности сменяется периодом подъема настроения, при этом отмечается возвращение к нормальному состоянию между приступами.

Случаи, когда приступы мании отмечаются без наличия депрессивных периодов, встречаются крайне редко.

Чаще всего развитие расстройств настроения связано с пережитым стрессом, например, смертью близкого человека, постоянной критикой родителей или учителей, неприятием ровесников или чередой трагедий. Но предрасположенность к развитию подобных состояний может передаваться по наследству.

Симптомы и признаки мужского климакса

Для многих мужской климакс ассоциируется только со снижением полового влечения, но врачи утверждают, что изменения в выработке тестостерона касаются всех органов и систем. Среди симптомов и признаков мужского климакса (андропаузы) особенно выделяются:

  • нарушения сна, быстрое наступление усталости, перепады настроения, депрессии, снижение интеллектуальных, творческих способностей;
  • болевые ощущения в области анатомического расположения сердца, внезапная тахикардия, хотя показатели ЭКГ остаются в пределах нормы;
  • чрезмерная сухость кожи, внезапные «приливы» жара к голове и рукам, высокая потливость;
  • образование пигментных пятен на теле и лице, выпадение волос на голове и теле.

Если мужской климакс протекает без лечения, то со временем ситуация ухудшается и могут начаться осложнения:

  • ожирение;
  • развитие гипертонии, стенокардии;
  • ухудшение памяти – мужчина не запоминает новые лица, номера телефонов или не помнит значимые даты;
  • изменения в строении яичек дегенеративного характера;
  • развитие сахарного диабета.

Пример из медицинской практики

Родители молодого человека, которому исполнилось 17 лет, начали замечать, что их сын стал вести себя не так, как раньше. Прежде веселый и общительный юноша, который заканчивал 11 класс, начал замыкаться в себе, сторониться друзей и одноклассников. После школы закрывался у себя в комнате и подолгу оттуда не выходил.

На все попытки родителей вступить с ним в диалог вел себя либо непривычно пассивно, либо, наоборот, неоправданно агрессивно. Успеваемость в школе резко снизилась. Со временем он стал плохо питаться, перестал следить за собой: не чистил зубы, не принимал душ, равнодушно относился к внешнему виду, стал неряшливым.

Проанализировав все предшествующие события, родители определили, что такие изменения начали происходить с их сыном после того, как он попал в дорожно-транспортное происшествие. Несмотря на то что физических травм он не получил, юноша испытал сильнейший шок: в ДТП погиб один из его участников, близкий друг юноши.

После долгих уговоров молодой человек согласился посетить психотерапевта. После проведенных специалистом анализов доктор поставил ему диагноз «простой тип шизофрении в прогрессирующей стадии». Причина возникновения психического расстройства была определена, как психоэмоциональный шок.

Пациенту сразу была назначена соответствующая терапия, которая предусматривала прием психотропных средств. Дополнительно с больным проводились индивидуальные психотерапевтические сеансы с участием опытного психолога. Через два месяца состояние юноши стало стабилизироваться и улучшаться. Он успешно закончил учебное заведение.

На данное время больной регулярно посещает лечащего психотерапевта с целью корректировки лечения и купирования возможных рецидивов, но при этом ведет активную социальную жизнь. Такая положительная динамика была результатом своевременного обращения к врачу и высокой квалификации специалиста.

В другом случае ситуация кардинально противоположная. Воспитываясь в социально неблагополучной семье, подросток с 14 лет имел психические отклонения. Ситуацию усугублял тот факт, что один из его родителей также болел шизофренией.

Взрослые не обратились вовремя за помощью к специалисту, что привело к тяжелым последствиям:простая шизофрения переросла в параноидальную. Юноша находится на стационарном лечении, положительные прогнозы терапии отсутствуют.  

Современная психиатрия имеет все возможности для того, чтобы своевременно контролировать протекание заболевания. Это позволяет больному максимально сохранить способность к продуктивной деятельности и социальной активности. Грамотный врач-специалист в сочетании с надежной поддержкой близких людей дают возможность максимально улучшить прогнозируемый результат лечения и избежать возможных рецидивов.

Как возникает психопатия

Психопатия чаще наблюдается у мужчин. Это заболевание очень сильно осложняет жизнь человека и его близких, не позволяет адаптироваться в обществе, получить признание своих талантов и т.д. Психопатики чаще других попадают в криминальные ситуации, злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Среди причин, способных привести к психопатии, выделяют:

1. Наследственность и конституциональные факторы.

2. Внутриутробные повреждения мозга у плода, гипоксия или родовая травма.

3. Сложная психологическая обстановка в семье.

4. Неблагоприятные социальные факторы.

Основные признаки психопатии можно заметить у мальчиков во время первого возрастного кризиса (2-5 лет). Дети с возбудимым типом психопатии бывают чрезмерно активны, возбудимы, капризны, для них характерна повышенная злобность и агрессивность. Другие виды психопатия более ярко проявляются в подростковом периоде. Ребенок может стать излишне аккуратным, крайне неуверенным в себе, зацикленным на какой-то идее и т.д.

Виды психопатии

Психопатия может проявляться по-разному. Ее проявление во многом зависят от наличия и преобладания определенных черт характера. Но отличием данной патологии является яркость выраженности симптомов. Все черты характера доводятся до крайности: больной человек может стать мнительным, крайне обидчивым, ожесточенным и т.д.

Специалистами выделяется несколько клинических типов психопатии:

• астеническая – у пациента отмечается быстрая истощаемость на фоне большой впечатлительности и возбудимости. Как правило, такие люди отличаются нерешительностью, они крайне стеснительны и робки;

• психастеническая – для данного вида психопатии характерна необычайная мнительность. Человек находится в постоянных сомнениях, он не способен сделать выбор или принять решение;

• взрывная – данный вид патологии также называют возбудимая психопатия. Основными ее проявлениями является несдержанность, агрессия, повышенная сила эмоциональных реакций;

• шизоидная – человек полностью оторван от реальности, он замкнут, холоден в эмоциях;

• параноидная – такая психопатия сопровождается постоянным генерированием идей, представляющих для личности особую ценность;

• истерическая психопатия проявляется бурными эмоциями. Для нее характерна некая театральность, необходимая для привлечения внимания к персоне.

Нередко диагностируются смешанные типы психопатий, для которых характерно наличие нескольких симптомов.

Симптомы психопатии у мужчин не делают их опасными преступниками. Люди с подобными расстройствами могут иметь семью, занимать руководящие должности и хорошо зарабатывать. Как правило, у них высокие интеллектуальные способности, но совершенно отсутствуют высшие моральные качества. Психопаты не испытывают стыда, сочувствия, доверия, раскаяния и т.д. Поэтому их личная жизнь очень часто осложнена.

Клинический случай

Болезнь манифестировала 5 лет назад. За этот период больного госпитализировали в психиатрическую больницу дважды. Каждый раз — на 1-2 месяца. До этого демонстрировал неадекватное поведение, досаждала людям разговорами о смысле жизни, увиливал от работы, говорил, что пишет книгу и планирует изменить мир. С родными постоянно конфликтовал, а в больнице витийствовал и показывал утрированную развязность.

После лечения таблетками становился собранным. Мог работать на низкоквалифицированной работе, однако имел склонность к алкоголю, считая, что спиртное помогает обрести внутреннюю свободу и раскованность. Вероятность рецидива оставалась высокой.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

Лиля Брайнис,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться

Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи

Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей

Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать).:

️ Что делать, если ребёнок вас обманул

  1. Дайте ребёнку договорить. После того, как он выговорился, обозначьте, что готовы послушать историю ещё раз, но разделите то, что кажется вам нереалистичным и реальным.
  2. Задавайте вопросы, чтобы понять последствия обмана, но не обвиняйте и не допрашивайте.
  3. Расскажите ребёнку, когда говорить неправду бывает допустимо, а когда это делать нежелательно.
  4. Поблагодарите за честность.

️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время

  1. Помните о том, что мы не делаем, когда обнаруживаем обман.
  2. Руководствуйтесь презумпцией невиновности, не обвиняйте человека «на всякий случай» или чтобы «припугнуть».
  3. Задавайте вопросы и уточняйте факты.
  4. Проговорите, на какую поддержку ребёнок может рассчитывать, обратившись к вам.
  5. Сфокусируйтесь на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребёнка. Проговорите это, иногда даже несколько раз.
  6. Проговорите последствия нарушения.
  7. Обсудите, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
  8. Выберите конкретные формулировки, с которыми ребёнок может к вам прийти в трудный момент.
  9. Если ребёнок придёт к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.

 Точно не нужно:

  • заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
  • стыдить за обман;
  • называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
  • резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.

️ Что делать, если ребёнок вам отказывает

Наблюдайте

Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия

Начните действовать на основании этого.
Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.

 Точно не нужно:

  • обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
  • сравнивать с успехами других детей и подростков;
  • заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.

️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно

  1. Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
  2. Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
  3. Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
  4. Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
  5. Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
  6. Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.

 Точно не нужно:

  • кричать, оскорблять, нагнетать обстановку;
  • оставлять ребёнка наедине со своими эмоциями.

Изображение на обложке: Ani / Dribbble

Облигатный симптом шизофрении

Одним из обязательных негативных симптомов шизофренического расстройства выступает абулия – отсутствие силы воли. Характеризуется утратой желания и мотивации к любому роду деятельности, которая раньше вызывала интерес. Такие люди пассивны и безынициативны.

При прогрессировании заболевания абулия перерастает в апато-абулический синдром, крайнюю степень волевого расстройства. Характерная картина: человек постоянно находится в одиночестве, сидит или лежит, может целый день смотреть телевизор, но не улавливает смысла просмотренного. Он отказывается принимать душ, проводить утренние ежедневные процедуры, стричься, спит, не переодеваясь, испражняется где попало.

Параллельно возможна интенсификация некоторых бессознательных инстинктов: сексуального или пищевого. Последний проявляется безудержным поглощением пищи.

Такие больные не выходят на словесный контакт, речь их бедная. Отказ от диалога они объясняют тем, что устали.

Еще одно искажение волевой сферы – парабулия. Она проявляется незаконченностью начатой деятельности, импульсивностью и вычурными действиями.

Больному свойственна амбитендентность — двойственность рассуждений и действий. Например, он оглашает себя полным и худым, дьяволом и богом.

Еще один симптом – негативизм. Больной совершает противоречивые действия. Если ему протягивают яблоко, он отказывается. Но стоит убрать фрукт, и человек просит его заново.

Все эти негативные симптомы могут быть первичными, возникающими как следствие патологического процесса, а также вторичными. Они появляются под воздействием внешних факторов и часто ими становится негативное отношение к больному окружающих, близких людей и длительное лечение в стационаре.

Особую роль играет прием некоторых препаратов, в частности, нейролептиков. Но при их отмене исчезают и негативные симптомы. Это является показателем, согласно которому можно определить, выступают ли симптомы прогрессированием болезни, или это побочное действие лечения.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия)

Различные нарушения пищевого поведения стали очень распространены в последнее время. Чаще всего данными видами расстройств страдают девочки-подростки, девушки и молодые женщины. Опасность данных патологий заключается в том, что любые нарушения питания приводят к возникновению серьезных проблем с физическим здоровьем, вплоть до летального исхода.

Нервная анорексия развивается у детей, имеющих искаженное восприятие  собственного тела. К развитию подобных психических отклонений может привести эмоциональное насилие над ребенком в раннем возрасте, Булимия характеризуется приступами компульсивного переедания, которые сменяются периодами сожаления. Больной пытается искусственно вызвать рвоту, чтобы избавиться от съеденного.

Нервная булимия  и анорексия чаще всего развивается в подростковом  возрасте. Это связано с тем, что в этом возрасте часто возникают переживания по поводу внешнего вида и лишнего веса. В основе лечения пищевых расстройств лежит психотерапия, направленная на изменение восприятия больным собственного тела и поднятие самооценки.

Лечение мужского климакса

Мужской климакс – это сложные реакции в организме, поэтому лечение будет длиться несколько месяцев и даже лет. Возможно применение двух методов лечения мужского климакса – медикаментозный и немедикаментозный. В первом случае речь идет о гормональной терапии – мужской климакс развивается на фоне низкого уровня тестостерона, его как раз и нужно будет нормализовать. Цель гормональной терапии – сделать мужской климакс бессимптомным, улучшить качество жизни мужчины, повысить половое влечение, стабилизировать психоэмоциональный фон. Гормональные препараты для лечения мужского климакса подбираются только врачом и в индивидуальном порядке.

Немедикаментозное лечение – это коррекция образа жизни и сеансы с психотерапевтом. Мужской климакс подразумевает снижение активности и упадок сил, поэтому врачи дают следующие рекомендации:

  • Скорректировать меню. Нужно снизить калорийность блюд, уменьшить порции, отдать предпочтение «домашней» еде, сократить количество употребляемых жиров и сахара. Это поможет снизить массу тела, избавиться от ожирения и восстановить обменные процессы организма на клеточном уровне.
  • Увеличить физические нагрузки. Занятия в тренажерном зале, пешие прогулки, банальная утренняя зарядка – мужской климакс на фоне таких умеренных нагрузок будет протекать гораздо легче.
  • Отказаться от вредных привычек. Мужской климакс протекает тяжело на фоне употребления алкоголя и табакокурения, поэтому нужно полностью отказаться от этого.

Важно обратиться за помощью к психотерапевту – мужской климакс сопровождается расстройствами психики и с приступами депрессии, апатии, агрессии самостоятельно справиться не получится

Истерический тип психопатии (истерическая психопатия)

Истерическая психопатия отчетливо проявляется в пубертатном возрасте. Истерический тип часто характеризуется стремлением любыми путями добиваться признания, быть на виду и в центре внимания. Встречается истерический тип чаще у девочек. Отдельные истерические черты могут проявляться еще в дошкольном возрасте. Девочки стремятся выделяться одеждой, командовать другими детьми, выступать на утренниках и школьных мероприятиях, выслушивать похвалу. В школьном возрасте стремление быть первыми обостряется, появляется выраженный эгоизм, игнорирование интересов других детей, ревность к успехам одноклассников. Эмоциональные реакции бывают очень яркими, а поведение — демонстративно театральным. Для завоевания признания дети могут использовать интриги, наговоры, фантазии, выдумки и каких-нибудь необычных своих приключениях или тайнах. В подростковом возрасте могут отмечаться демонстративные суицидальные попытки, участие в экстравагантных группировках (эмо, рокеры, байкеры, металлисты и др.). В происхождении истерической психопатии имеют значение воспитание по типу кумира семьи, наследственные и конституциональные факторы.

Специфические расстройства личности

§ Параноидальное — у больного преобладают сверхценные идеи. Своей личности он приписывает особое значение. А вот к окружающим относится враждебно, подозревая их в злых умыслах. Человек с патологией не признает ее наличия

Когда родные или близкие обращают внимание на когнитивное отклонение и пытаются отвести к специалисту, тот будет заверять, что с ним все в порядке и отрицать наличие проблемы. Очень чувствителен к критике. § Шизоидное — этот диагноз характеризуется интровертностью, замкнутостью, снижением интереса к жизненным вещам

Больной не воспринимает принятых норм социального поведения, часто ведет себя эксцентрично. Шизоидные нарушения личности бывают связанны с большим увлечением каким-либо родом деятельности, в котором индивидуум преуспевает. Например, он может патологически увлекаться различными оздоровительными системами, вплоть до того, что привлекать в свои интересы и других людей. Специалисты считают, что таким образом происходит замещение определенной асоциальности. Также такие пациенты могут иметь проблемы с алкоголем, наркотиками или другими видами зависимости. § Диссоциальное — характерной чертой такого расстройства личности является вызывающее когнетивное поведение больного с целью получения желаемого. При всем этом такие пациенты способны располагать к себе людей, включая медиков. Особо ярко данный вид проявляется в позднем подростковом возрасте. § Истерическое — главной целью таких больных является привлечение внимания к своей персоне любым способом, включая вызывающее поведение. Диагноз характерен больше для женского пола. Наблюдаются нетипичные капризность, непостоянство желаний, экстравагантность, лживость. С целью привлечения внимания пациент придумывает себе несуществующие болезни, симптоматику которых может выдавать вегетативная система и снять которую сложно. § Обсессивно-компульсийное — больные этим видом расстройства личности патологически стремятся к порядку и совершенству. У них отсутствует чувство юмора, они стараются быть во всем идеальными. Когда поставленные идеальные цели не достигаются, могут впадать в депрессивные состояния. § Тревожное — такое личностное расстройство характеризуется культивацией комплекса личной неполноценности. Больные пребывают в состоянии вечной тревоги и неуверенности. С детских лет такие пациенты застенчивые и робкие. Часто подозревают других в неприязни. Имеют склонность к депрессиям. § Нарциссическое — отклонение, при котором у человека с детства проявляется самолюбование, желание, чтобы им постоянно восхищались. Такой больной не приемлет критику: реагирует на нее либо с обидой, либо с агрессией. Безразличен к чувствам других людей, склонен к их эксплуатации для достижения собственных целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector