Девиантное поведение детей и подростков

Признаки девиации

В психологии выделили 3 основных признака девиации:

  1. Для девиантного поведения характерны вспышки агрессии, воровство, мелкие правонарушения, попытки протестовать, подростки могут терять интерес к учебе, маленькие дети воспринимают собственную мать, как некий идеал.
  2. Для аддиктивной формы поведения характерны психологические и физиологические зависимости. Обидчивые и ранимые люди относятся именно к данному типу. Они могут легко попасть под дурное влияние или впасть в депрессию из-за одиночества.
  3. Деструктивный вариант характеризуется наличием агрессии к себе и окружающим, а также возможностью насилия, суицида и порчи предметов.

Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.

Условно также могут выделять и другие признаки девиации:

  • частое возникновение конфликтов с окружающими;
  • наличие страхов, фобий и депрессий;
  • инфантильное поведение;
  • нежелание получать новые знания;
  • нарушение сна, бессонница;
  • упрямство и проявление агрессии.

Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».

Характеристика понятия

Чтобы иметь возможность объяснить социуму понятие отклонения от общественных норм, социологи приняли общую форму пояснения термина. Ученые охарактеризовали девиантное поведение, как набор поведенческих приемов, резко отличающихся от социально одобряемых норм.

Принятые нормы социально-правильного поведения характеризуются:

  1. Стандартностью (принятые социальные нормы полностью одобрены обществом, и поддерживаются государством). Здесь они пользуются адекватностью, продуктивностью, приводят к полной социализации личности.
  2. Маргинальностью (считается пограничным состоянием между нормой и отклонением от него). Отличается расширением границ норм, способных вызвать недовольство, осуждение и напряжение среди людей.
  3. Нестандартностью (находятся за рамками норм). Присутствуют у наименьшего количества людей.

Нормы способны проявиться в креативности (творческом проявлении), но наличие присутствующих девиаций способно полностью сформировать социальную дезадаптацию.

Индивид, который руководствуется приемами девиантного поведения, называется девиантом.

Данное лицо использует отклонения от следующих существующих норм:

  • правовых:
  • социальных;
  • морально-этических;
  • психологических:
  • педагогических;
  • возрастных;
  • профессиональных.

На основе перечисленного нарушения норм, формы девиантного поведения делят на типы.

Тщательное изучение явлений девиаций связано с тем, что в большинстве случаев они могут:

  • представлять угрозу физическому и социальному существованию индивидов;
  • извращать восприятие нравственных норм и культурных ценностей;
  • препятствовать социализации людей и всячески вредить им;
  • противодействовать саморазвитию и реализации поставленных задач;
  • приводить к нервно-психической патологии;
  • носить резкий антиобщественный характер;
  • оказывать значительный материальный, культурный и духовный ущерб.

Существуют такие уровни девиантного поведения:

  1. Криминогенный. Всегда выражается в виде совершенных преступных деяниях.
  2. Докриминогенный. Совершение мелких проступков, хулиганство и вызывающее поведение в общественных местах, употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ.

Примерами девиантного поведения являются не только преступность, наркомания и алкоголизм, но и самоубийство, конфликт с окружающими. Происходят девиации, как следствие семейных неурядиц, ярко выраженной агрессии, ранних асоциальных форм поведения, низкого интеллекта и самосознания, негативного отношения к окружающим людям, отрицание учебного процесса в детском и юношеском возрасте.

К формам девиантного поведения относят:

  • игровую зависимость (гемблинг);
  • пищевые отклонения (булимия, анорексия);
  • сексуальные девиации (различные половые извращения, в том числе, зоофилия, некрофилия, педофилия);
  • клептомания;
  • чрезмерный трудоголизм;
  • суицидальное поведение.

К признакам понятия девиации исследователи относят:

  1. Функции, коммуникации, действия, резко отличающиеся от принятых норм.
  2. Присутствие отклонений, вызывающих негативную оценку и осуждение у окружающих.
  3. Нанесение ущерба самой личности, а также индивидам в социуме.
  4. Частый, повторяющийся или затяжной характер девиантных поступков.
  5. Наличие социальной дезаптации.
  6. Сугубо индивидуальный характер.

Отклонения от нормы имеют общую направленность, наравне с развитием личности, и способны проявиться в любом возрасте и разной половой группе. Здесь нужно заметить, что девиантным считается поведение индивидов, которым больше 5-ти лет.

Особенности девиации

Действия человека включаются в социальные системы и взаимосвязи (улица, семья, работа, коллектив и так далее) с обшей нормативной регуляцией. Поэтому девиантное — это поведение, которое нарушает стабильность процессов социального взаимодействия. Стабильность (равновесие) социального взаимодействия предусматривает интеграцию действий многих, которая нарушена девиантным поведением одного или нескольких людей. При девиантном поведении человек обычно, ориентируется на ситуацию, которая включает в себя других людей и ожидания и общие нормы. Девиантное поведение вызвано, как недовольством другим, так и нормами отношений.

К примеру, рассмотрим социальную связь студента с родителями в течение учебы в вузе. Родители от него ждут хорошей учебы, которую сложно совмещать с ролями работника, спортсмена, влюбленного и так далее. Студент начинает неудовлетворительно учиться, то есть девиантно. Для того, чтобы преодолеть такую девиантность, есть несколько возможностей. Прежде всего, возможно изменить собственные потребности, что окажет влияние на оценку других людей и нормы регуляции. Так, студент может отказаться от мотивации на отличную учебу и ограничиваться удовлетворительной. Затем можно изменить предмет потребности и смягчить тем самым напряженность в социальной связи. К примеру, он может убедить родителей, что его работа смягчает бремя расходов семьи в отношении учебы в вузе. И, наконец, студент может из дома уйти, перестать ориентироваться на собственных родителей и начать ориентироваться на своих подруг и друзей.

Конформизм и девиация – два противоположных вида поведения, один из которых ориентируется лишь на действующего, а другой — и на общество, в котором он проживает. Между девиантной и конформной мотивацией действий людей расположена индифферентная. Она отличается отсутствием как отчужденной, так и конформной ориентацией на ситуацию и предметы, которые превращаются в этом случае в нейтральные.

Девиация в себя включает три элемента: 1) человека с ценностями (ориентация на других) и нормами (правовая, нравственная, политическая); 2) оценивающего организации, человека, группы; 3) поведения человека. Критерием девиантности поведения являются правовые и моральные нормы. Они различаются в различных видах обществ, поэтому поведение, которое является девиантным в одном обществе, не будет в другом таковым.

К примеру, в буржуазном обществе, которое ориентируется на личный успех, поступки типа подвигов Александра Матросова или Павки Корчагина являются девиантными. А в советском обществе, которое ориентируется на интересы государства, они считались официально героическими. Противоречие меж ориентацией на индивида и ориентацией на общество является характерным для всей истории человечества, оно нашло собственное выражение в двух противоположных видах личностей: индивидуалистском и коллективистском.

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Причины

Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.

Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.

Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.

Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы

Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства

Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.

Депрессивное расстройство

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Как проявляется девиантное поведение

Школьник

  • слишком часто дерется;
  • хулиганит;
  • жесток по отношению к сверстникам или животным;
  • портит чужие вещи;
  • поджигает что-либо;
  • ворует;
  • часто лжет;
  • прогуливает школу, нарушает школьные правила;
  • уходит из дома, бродяжничает;
  • ведет себя вызывающе, намеренно провоцирует других людей на конфликты.

Отклонение может быть двух видов. К первому относятся такие нарушения, которые предполагают уголовную ответственность, иначе говоря, криминальные. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться именно на этой форме, предметом статьи будут проявления, относящиеся ко второму виду — нарушения в результате искажения социальных установок, не предполагающие уголовной ответственности, а также отклонения из-за трудностей в обучении и неблагоприятной семейной обстановки. Чаще всего предпосылки к появлению таких отклонений формируются в детском возрасте и закрепляются к подростковому.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей

Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Виды девиаций

Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.

Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:

  1. Социальный подход подразумевает рассмотрение поведения как опасного для окружения.
  2. Гендерный используется при нарушении гендерных ролей.
  3. Психологический подход используют в случае, если наблюдается личностный конфликт индивида, а также полная деградация и саморазрушение.
  4. Возрастной тип предполагается в случае, когда действия индивида не соответствуют его реальному возрасту.
  5. Психиатрический подход рассматривается в случае, когда поведение может говорить о психических расстройствах.
  6. Профессиональный подразумевает работу с человеком, который протестует против негласных правил и норм корпоративной этики.
  7. Этнокультурный — некорректное поведение в рамках отдельного общества.

Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:

  • зависимостью от алкоголя и наркотиков;
  • курением;
  • склонностью к суициду;
  • стремлением к повреждениям себя;
  • уходом из дома;
  • воровством;
  • использованием матерных слов;
  • необычным внешним видом.

Подчиняться или бунтовать?

Социолог Р.К. Мерто выделил пять способовадаптации индивида в обществе:

  1. Подчинение – соглашательство индивида с целями общества и выбранными средствами их достижений.

  2. Инновация – подчинение целям общества, но неподчинение выбранным средствам.

  3. Ритуализм – бесцельное и механическое следование традициям по причине отрицания целей.

  4. Ретретизм – уход от общества по причине несогласия и с его целями и со средствами их достижения.

  5. Мятеж – попытка кардинально изменить и цели и средства общества.

По сути, все типы адаптации, кроме первого (подчинения) – это типы социального отклоняющегося поведения. И педантичный бюрократ (тип адаптации – ритуализм) и бунтовщик (тип адаптации – мятеж) отступают от правил, стараясь адаптироваться в социуме.

Люди очень часто отклоняются от норм и правил и не оправдывают социальных ожиданий потому, что стремятся поступать по-своему, по-особенному, свободно и нестандартно.

Но желая быть не как все, важно не забывать для чего собственно были придуманы социальные нормы – для регуляции общественной жизни, для того, чтобы в социуме поддерживался порядок, стабильность, мир. Даже если заведенный порядок далек от совершенства, ущемляет свободу личности, на нем все-таки держится устройство общества

К примеру, есть правило «Переходить дорогу только на зеленый свет светофора», оно ограничивает человека-пешехода в свободе выбора действий, но без этого правила дорожного движения на дорогах не будет порядка, ограничение это необходимо для благополучия самих же пешеходов.

Всегда нужно думать, размышлять и четко понимать в каких ситуациях можно себе позволить быть мятежником, а в каких, для своего же блага и блага всего общества, лучше оставаться добропорядочным и законопослушным гражданином.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Три проблемы девиантологии.

Кажется что все предельно просто: есть нормальное, обычное, принятое в обществе поведение, а есть отклоняющееся то ли в негативном, то ли в позитивном направлении.

Но девиация намного более сложное явление и определяют эту сложность главным образом три проблемы

  1. Границы социальной нормы не точные, а весьма условные и размытые.

  2. Неразрешимость дилеммы «Свобода или необходимость?». Выбор поступать так как положено, как велит общество, моральные и юридические нормы или действовать свободно, как хочется – в конце концов, остается личным делом каждого.

  3. Абсолютно нормального по всем показателям гражданина просто не бывает!

Человек может, совершив преступление (негативное отклонение), спасти множество людей (позитивный результат), а другой, казалось бы, совершивший гениальное открытие (позитивное отклонение), навредить всему человечеству (негативный результат).

Человеческое поведение относительно и противоречиво, оно очень сложно, многогранно, обусловлено множеством факторов, поэтому часто не может быть оценено по шкале «добра и зла», но другого критерия оценки нет.

Именно моральные нормы определяют, кого осуждать и наказывать, а кого нет, так как лежат в основе писанных и неписанных законов. Но оценивать человека строго как «хорошего» или «плохого» это все равно что глядя на трехмерный куб лишь с одной стороны признавать его плоским квадратом.

Преступники, отшельники, революционеры, бездомные, гении, святые, первооткрыватели – все это девианты, то есть люди, отличающихся от «среднестатистических» характером и поведением.

Девиантной может быть не только отдельная личность, но и группа людей, сообщество, организация или субкультура.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например,  воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector