Психическое здоровье детей и подростков. факторы риска, симптомы, формы помощи

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Общее понятие о болезни, особенности ее симптоматики

Детский тип шизофрении – это разновидность психического заболевания, которая проявляется в раннем возрасте и характеризуется такой же симптоматикой, как и взрослая ее форма. Патология оказывает влияние на поведение, эмоциональное состояние, мышление ребенка, что приводит к неправильной интерпретации им окружающей реальности.

Очевидные симптомы отклонения психики проявляются, чаще всего, по достижении 7-летнего возраста. В некоторых случаях диагностировать заболевание можно уже на первом году жизни младенца.

Признаки шизофрении у детей и подростков нелегко поддаются классификации. Поэтому постановлением окончательного диагноза с последующей терапией больного должен заниматься психиатр, у которого имеется достаточный опыт работы с такими больными.

Зарождение шизофренического процесса происходит в том возрасте, когда психическое сознание индивида только начинает свое становление. Поэтому симптомы детской патологии обладают такой спецификой:

  • неясность клинического проявления. Признаки шизофренической болезни у детей не достигают степени зрелой патологии. Однако опытный специалист в состоянии определить группу риска даже у младенцев от одного года;
  • подростки склонны к фантазированию и философствованию. Их стремление к ассоциативному образу жизни не всегда свидетельствует о наличии болезни, а может быть «отзеркаливанием» негативного окружения;
  • непостоянность развития. Она заключается в том, что в жизни малолетнего члена общества происходят чередования периодов опережения нормального формирования личности и таких, что характеризуются явными задержками развития.

Невротические расстройства подростков

В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями.

Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти.

И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами.

Когнитивные и двигательные особенности

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Методы диагностики ОПН

Острая почечная дисфункция диагностируется без труда благодаря ярким симптомам олигоанурической стадии. Грамотный врач определяет ее уже при первичном осмотре пациента, а дополнительные исследования назначаются для уточнения тяжести нарушений здоровья.

При первичной диагностике врач обращает внимание на такие признаки:

  • состояние водного баланса по степени упругости и гидратации кожного покрова и слизистых оболочек;
  • наличие геморрагических или других высыпаний на коже;
  • состояние нервной системы по степени сохранности рефлексов, уровню сознания, внешнему виду глазного дна;
  • работу сердечно-сосудистой системы по данным измерения АД, подсчета пульса, перкуссии и аускультации сердца;
  • состояние органов брюшной полости, в том числе возможность острой хирургической или акушерско-гинекологической (у женщин) патологии.

Недостаточность почечной функции подтверждают данными лабораторной диагностики. Основной метод — биохимический анализ крови с определением показателей общего белка, креатинина, мочевины, калия, натрия, кальция, фосфора. Для подбора правильного лечения может потребоваться расширенное обследование:

  • общий анализ мочи (при наличии мочевыделения);
  • биохимический анализ мочи;
  • общий анализ крови;
  • показатели свертывающей системы крови;
  • иммунологические тесты на уровень комплемента, ревматоидного фактора, антинуклеарных антител — если почечная недостаточность предположительно вызвана нефрологическим заболеванием;
  • УЗИ почек, мочеточников и мочевого пузыря;
  • КТ забрюшинного пространства и органов малого таза.

Для упрощения диагностики организация KDIGO в 2012 году предложила использовать 3 основных симптома:

  • увеличение уровня креатинина в сыворотке крови на о,3 мг/до и более за 48 часов;
  • повышение креатинина в крови более чем в 1,5 раза от исходного уровня за последние 7 дней;
  • показатель диуреза менее 0,5 мл/кг/час в течении 6 и более часов.

Что провоцирует расстройство

Сразу стоит отметить, что до сих пор так и не выяснена точная, окончательная причина детской шизофрении, а предположительные можно определить как комбинированные. Здесь играют роль как биологические, так и социальные факторы.

Среди биологических предрасполагающих факторов, прежде всего, выделяют генетику и наследственность. Установлено, что большая часть детей, страдающих расстройством, имеет больных родственников, ближайших либо даже по второстепенной линии.

К биологическим причинам также относят поражение ЦНС. Повреждение структуры головного мозга играет важную роль в проявлении расстройства. Их разделяют на перинатальные и постнатальные.

Перинатальные факторы риска – это дефекты, полученные в утробе матери. Они могут развиваться вследствие:

  • внутриутробной гипоксии плода;
  • внутриутробных инфекций;
  • отслойки плаценты;
  • недостаток питания;
  • токсического  воздействия на плод – злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, наркотиками; прием медикаментозных средств, запрещенных для беременных; если беременная подвергалась воздействию ядовитых веществ.

К постнатальным факторам риска относят те, что поражают ребенка уже после рождения. Особую роль здесь играют черепно-мозговые травмы. К этой группе также относят нейроинфекции, то есть инфекции, разрушающие мозговую ткань: энцефалит, менингит, нейросифилис. К развитию заболевания предрасполагают состояния, вызывающие гипоксию головного мозга.

Но все эти основания могут оказаться бессильными, если ребенка окружает благополучная социальная обстановка.

Риск появляется в том случае, если ребенок растет и воспитывается в недоброжелательной, угнетающей атмосфере. Это касается насилия, которому подвергается малыш: побои, агрессия со стороны родителей, систематические обвинения, неадекватная оценка поступков. Нередко жестокое отношение к детям проявляется в семьях, где родители наркозависимы или злоупотребляют алкоголем.

Другая модель поведения – когда родители воспитывают свое чадо в чрезмерной строгости, предъявляют ему завышенные требования, диктуют свои предпочтения, устанавливают повышенный контроль. То есть, воспитание из цикла: «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

В другой семье ребенок вроде бы живет и воспитывается по правилам, но взаимоотношения между родителями никак не складываются. Постоянные ссоры, скандалы, недопонимание между супругами откладывают негативный отпечаток на психику ребенка в особенности, если он становится свидетелем насилия.

Но бывает и так, что семья вполне благополучная, отношения между ее членами позитивные и доброжелательные, но малыш подвергся воздействию сильнейшего стрессового фактора. Это может быть смерть близкого человека, насилие, или же ребенок стал свидетелем ужасного события. В этом случае также существует риск проявления расстройства.

Психоз

В отличие от неврозов, в случае психоза – пациент не осознает своего состояния; находится вне реального мира и не может нормально функционировать при ухудшении симптомов. Психическое заболевание очевидно для окружающих пациента, но пострадавший не осознает своего поведения.

Психотические симптомы могут быть вызваны сильным стрессом, использованием запрещенных препаратов, органическими заболеваниями и злоупотреблением алкоголя. Врачи не уверены, что именно вызывает психоз. Вероятно, это результат нескольких взаимодействий, включая гены, травматический опыт, подавленные чувства, семейную ситуацию и химические изменения в мозге. При психических заболеваниях психотические симптомы не позволяют человеку отличить вымысел от реальности.

Характер психоза проявляется маниакально-депрессивными расстройствами (биполярным расстройством) и различными формами шизофрении. При биполярном расстройстве бывают эпизоды мании (когда пациент очень активен, возбужден, также творческий, с высокой самооценкой) и эпизоды депрессии (когда наблюдается падение настроения, низкая самооценка, неуверенность в себе, грусть, потеря интереса, депрессия, снижение энергии).

Биполярное расстройство

Особого внимания заслуживает психическое заболевание – шизофрения. По оценкам психиатров, от него страдает каждый сотый человек в мире. Обычно патология диагностируется у молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Это наиболее распространенное психотическое заболевание, при котором пациент не различает реальность и заблуждение. Течение шизофрении у всех разное, но обычно наблюдаются резкие нарушения в мыслях и чувствах, проявляющиеся в поведении, которое окружение находит странным.

Некоторые больные шизофренией слышат голоса. Другие испытывают галлюцинации (зрительные, сенсорные, обонятельные). Шизофреник может чувствовать угрозу или преследование. Существует гонка мыслей, апатия, страх. Психическое заболевание может возникать внезапно или развиваться постепенно.

Изменения в поведении также могут быть симптомом психических заболеваний: новые привычки относительно ритма сна, изменение аппетита, трудности в общении с людьми, членовредительство.

Симптомы и диагностика

Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.

Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:

1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.

2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.

3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.

4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.

5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность

Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе

6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.

7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.

Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности. Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.

Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.

Советы

Давайте рассмотрим, как вести себя родителям, если у них есть дочь – подросток.

Движение

Важно, чтоб у девочки отсутствовал малоподвижный образ жизни. Подойдет даже обычная зарядка по утрам

Мотивировать можно тем, что физические нагрузки позволят приобрести красивую и стройную фигуру.
Здоровый сон. Необходимо понимать, что недостаточный отдых может сказываться на общем самочувствии девушки, также на ее внешнем виде, например, под глазами могут появиться синяки.
Активный отдых. Важно, чтоб девушка не испытывала переутомление, например, от интеллектуальных нагрузок или сидения перед компьютером. Желательно, чтоб ежедневно совершались прогулки на свежем воздухе. Идеально, если у нее будут возможность поиграть с мячом на площадке.
Важно, как можно больше общаться с дочерью, рассказывать ей о своем опыте. Необходимо, чтоб девушка осознала, что и мама когда-то прошла через все это.
Барышню нужно контролировать, но аккуратно, так, чтоб она этого не замечала. Было бы неплохо, чтоб родители на собственном примере показывали девочке, что необходимо заниматься своим развитием, совершенствоваться, общаться с людьми, расширять круг общения.
Необходимо интересоваться тем, что у девушки на уме, о чем она переживает, какие у нее друзья. Но не нужно их критиковать, даже если они Вам не по нраву.
Нельзя от юной особы требовать того, что ей не под силу. Говорить о том, что она должна стать умнее или сообразительнее недопустимо.
Помощь эндокринолога. Бывают ситуации, когда из-за изменений гормонального фона у юной особы появляется излишняя раздражительность, перепады настроения, проблемы с аппетитом. В такой ситуации лучше обращаться к специалисту, который сможет подкорректировать сложившееся положение при помощи медикаментов.

Теперь Вы знаете, до скольки переходный возраст у девочек может длиться. Как видите, в организме девочки происходят определенные изменения, которые могут напугать ее, если рядом не окажется человек, который поможет со всем справиться.

Определение диагноза

Анализировать видимые и скрытые симптомы и сделать точное заключение – уже большой шаг к избавлению от недуга. Неверно поставленный диагноз влечет за собой неправильное лечение. В итоге, вместо выздоровления болезнь затягивается и прогрессирует, и справиться с ней становится намного труднее.

Некоторые люди в принципе отказываются признавать шизофрению у подростков как заболевание. Необычное поведение они связывают с:

  • недостатком в организме витаминов и микроэлементов;
  • нарушением обмена веществ;
  • общим переутомлением;
  • особенностями психотипа личности;
  • влиянием внешних факторов.

Однако шизофрения существует, и берет она свое начало именно в подростковом возрасте. Малейшие отклонения в поведении ребенка должны стать поводом для обращения к психиатру.

Для выявления диагноза ребенок находится под наблюдением не менее полугода. Раньше этого сделать никак нельзя, поскольку симптомы и течение болезни могут меняться.

Чтобы исключить новообразования и другие заболевания головного мозга необходимо провести такие исследования:

  • магнитно-резонансная томография;
  • электроэнцефалография;
  • общий и биохимический анализ крови;
  • состояние иммунного статуса;
  • оценка гормонального фона.

Большую роль в диагностировании шизофрении у детей подросткового возраста играют специально разработанные психологические тесты. С их помощью можно установить, какая именно структура мозга наиболее пострадала от недуга. Учитывается также информация, предоставленная родителями и другими родственниками, имеющими близкий контакт с больным.

Основные признаки

На протяжении длительного периода детское шизофреническое расстройство рассматривали в качестве отдельного, самостоятельного вида заболевания, которое не связано с его взрослой формой. Современные исследователи пришли к единому мнению о том, что патология, начавшая развиваться в младшем возрасте, трансформируется в аналогичное расстройство взрослого человека, но с более тяжелой формой протекания.

Возможными признаками начала шизофренического процесса, о которых следует сообщить детскому психиатру, выступают:

  • необычные фантазии, отличающиеся особой устойчивостью. Это могут быть не видимые окружающим людям «друзья», которые приходят к ребенку, или отождествление его с конкретным персонажем. Например, малыш может изображать кошку, принимать еду только с кошачьей миски, спать в самых неподходящих для человека местах;
  • необъяснимый страх. В данном случае ребенок затрудняется ответить, чего именно он боится, или, наоборот, уверенно, четко показывает на «чудовищ», которые его пугают, их месторасположения;
  • резко ухудшается уровень бытового и социального поведения. Больной перестает следить за собой, предпочитает уединенное времяпрепровождение. Одновременно внезапно снижается успеваемость в учебных заведениях. Поведение шизофреника начинает отвечать не фактическому, а более раннему возрастному развитию;
  • в процессе разговора шизофреник часто прерывает беседу, начинает пугливо осматриваться по сторонам, или к чему-то прислушиваться. При этом он часто теряет нить разговора, его речь становится бессвязной и лишенной смысловой нагрузки. В особо запущенных случаях наблюдается распад речи;
  • беспричинная агрессия, жестокое отношение к окружающим сменяется апатией, равнодушием. Часто возникают эмоции, которые не соответствуют ситуации – вместо того, чтобы плакать, больной начинает истерично смеяться, и наоборот;
  • в рисунках шизофреника начинают проявляться яркие, контрастные цвета, не отвечающие действительности – синяя трава, зеленое солнце и т.п. Доминантность черного цвета на изображениях свидетельствует о сопутствующем депрессивном расстройстве. Сюжеты рисунков часто пугающие – это существа с огромными, выпученными глазами, устрашающими клыками, оторванными конечностями и т. п.

Данное отклонение психики достаточно редко встречается до 11-12 лет, явная симптоматика заболевания чаще активизируется в подростковом периоде.

Легче диагностировать психическое отклонение у детей, которые имеют предрасположенность к заболеванию. Наряду с нормальным уровнем интеллекта у них страдает приспособленность к практической деятельности, например, они не могут выполнять обычные действия по самообслуживанию. Для их поведения характерны такие особенности:

  • они игнорируют забавы, где требуется активно двигаться, предпочитают играть в спокойные игры;
  • выборочность в общении со сверстниками;
  • не обладают способностью постоять за себя;
  • в раннем детстве часто ноют без видимой причины;
  • при возникновении конфликтной или проблемной ситуации такой шизотип старается не выдавать своей эмоциональной реакции, а уходит в себя, закрывается.

Причины

Интеллектуальная инвалидность – результат генетических заболеваний и множества других факторов, вернее, их совокупности: поведенческих, биомедицинских, социальных, образовательных.

Причины

Факторы

биомедицинские

социальные

поведенческие

образовательные

Внутриутробное развитие плода (пренатальные)

-возраст родителей;-заболевания у матери;-хромосомные нарушения;-врожденные синдромы

нищенское существование матери, она подвергалась насилию, плохо питалась, не имела доступ к медуслугам

родители употребляли алкоголь, табак, наркотики

родители не подготовлены к появлению ребенка, когнитивно недееспособны

Рождение ребенка (перинатальные)

-недоношенность;

-родовые травмы

плохой уход за малышом

отказ от ребенка

отсутствие медицинского наблюдения

Дальнейшая жизнь (постнатальные)

-плохое воспитание;-травмы мозга;-дегенеративные заболевания;-эпилепсия;-менингоэнцефалит

-бедность;-плохие взаимоотношения в семье

-домашнее  насилие, жесткость к ребенку, егоизоляция;-несоблюдение мер безопасности;-плохое поведение

-некачественное медобслуживание и поздняя диагностика заболеваний;-недостаток воспитания;-отсутствие поддержки со стороны других членов семьи

Конкретных «виновников», даже несмотря на довольно скрупулезные исследования и раннюю диагностику, никто точно назвать не может. Но, если проанализировать таблицу, с наибольшей вероятностью поводом появления олигофрении могут быть:

  • любые генетические сбои – мутации генов, их дисфункция, хромосомные аномалии;
  • наследственные отклонения развития;
  • недоедание;
  • инфекционные болезни матери в период беременности – сифилис, краснуха, ВИЧ, герпес, токсоплазмоз и т.п.;
  • преждевременные роды;
  • проблемные роды – асфиксия, механические травмы, гипоксия, асфиксия плода;
  • недостаточное воспитание ребенка с рождения, родители уделяли ему мало времени;
  • токсическое воздействие на плод, ведущее к поражению головного мозга – употребление родителями сильных препаратов, наркотиков, спиртных напитков, табакокурение. Сюда же относится радиация;
  • инфекционные заболевания ребенка;
  • травма черепа;
  • болезни, затрагивающие мозг – энцефалит, коклюш, менингит, ветряная оспа;
  • утопление.

Знакомство с болезнью

Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.

Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.

Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.

Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.

В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.

В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».

Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.

Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.

Как ЗПР переходит в УО

Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии

Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения

Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе

Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости. 

Расстройства соматоформные и невротические, связанные со стрессом

Объединение соматоформных и невротических, связанных со стрессом, расстройств в одну большую группу основано на том, что большая часть этих патологий имеет психологические причины. Кроме того, эта группа расстройств имеет много исторических связей с общей концепцией неврозов.

В эту категорию расстройств входят:

1. Фобии (страхи). Пациенты, страдающие фобическими тревожными расстройствами, испытывают чувство страха в определенных ситуациях или при наличии внешних объектов, которые не представляют реальной угрозы. Встречаются различные виды фобий. Дети и подростки могут бояться повышенного внимания со стороны других людей, такие расстройства принято называть социальными фобиями. Также известны изолированные или специфические фобии, ограниченные конкретными ситуациями или объектами. Пациент может испытывать тревогу при перелетах на самолете, при виде крови, при посещении общественных туалетов и т.д.

2. Панические атаки, агорафобия. Обычно под агорафобией понимают боязнь открытого пространства. Пациент испытывает чувство тревоги перед большим количеством народа (толпой), а также паникует от мысли, что нельзя быстро вернуться в зону комфорта, например, домой. Отличительной чертой данного вида расстройств от других видов фобий, является то, что больные редко испытывает сильные тревожные чувства. Так как основная часть их деятельности направлена на избегание фобических ситуаций. Агорафобия часто сопровождается паническими атаками.

3. Обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые мысли и действия, трихотиломания, онихофагия). Для данного вида расстройств характерно наличие тягостных для больного обессивных мыслей или компульсивных действий. Развитие патологии начинается в детском возрасте, обессивные расстройства одинаково часто встречаются как у девочек, так и мальчиков.

4. Соматоформные расстройства (кардионевроз, гастроневроз, синдром раздраженного кишечника, психогенный болевой синдром и т.д.) Появление подобных расстройств связно с эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями, которые пережил больной. Жалобы на болезненные симптомы могут возникнуть у ребенка, воспитывающегося в семье, где любовь и поддержку получают только больные дети.

К невротическим, связанным со стрессовыми ситуациями, расстройствами можно  отнести и другие патологические состояния. В большинстве случаев наблюдается сочетание различных симптомов, хотя наиболее распространенными все же являются депрессии и тревожные состояния различной тяжести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector