25 когнитивных упражнений для пластичности мозга
Содержание:
- Правильно питайтесь
- Не переедайте
- Факторы, разрушающие психическое здоровье
- Народные способы для улучшения работы мозга
- Умственная усталость – враг человека
- Правила приема «Семакса 0,1%»
- Напряженная жизнь разума
- А кофе не поможет?
- Свет и звук
- Постоянно учитесь новому
- Диагностика
- Что мешает мозгу эффективно учиться
- Проявления мозговой активности
- 8 Избавься от информационного мусора
- Список использованной литературы
- Упражнения на координацию движений для детей
- Причины синдрома выгорания
- Ограничьте время за компьютером
- Привычка 2. Повышаем концентрацию
- Способ стимуляции мозга путём изменения рациона
- Питание: общие рекомендации
Правильно питайтесь
Известно, что для работы мозгу необходим сахар, и многие, желая увеличить работоспособность мозга, килограммами поедают сладкое. При сидячей работе это верный путь к ожирению: ведь сахар быстро усваивается и сгорает. Лучше употреблять продукты, в которых содержатся натуральный крахмал и сахара: картофель, бобовые, рис, чёрный хлеб, орехи и т. д. Эта пища будет усваиваться медленнее, и мозгу хватит заряда энергии на несколько часов.
О том, как правильно питаться, чтобы повысить умственную работоспособность, узнаете в статье – «Витамины для ума – питание для памяти».
Важно не только то, что мы едим, но и то, что мы пьем. Кружка кофе каждый час – не лучший способ увеличить работоспособность мозга
Поставьте на рабочий стол бутылку с обычной водой, и выпивайте каждый час по стакану, даже если пить не хочется. Это спасет от жары (она скоро уже наступит) и от обезвоживания организма (в том числе и от обезвоживания клеток мозга), что часто является причиной потери работоспособности и переутомления.
Не переедайте
Работоспособность головного мозга зависит от количества потребляемой нами пищи. Ученые из Университета Флориды, при помощи эксперимента доказали, что сытость приводит к отупению и отрицательно влияет на умственную работоспособность.
В ходе эксперимента, лабораторных крыс разделили на две одинаковые группы. Первая группа получала пищи в избытке, в то время как рацион второй группы был существенно ограничен.
Регулярные наблюдения показали, что организм недоедающих крыс вырабатывает на порядок меньше цитохрома (протеин, разрушающий клетки головного мозга), который, по утверждению ученых, наносит непоправимый вред головному мозгу, а следовательно влияет на работоспособность мозга в целом, и в частности на процесс принятия решений, на развитие памяти и мышления.
Реакция второй группы крыс, голодных, была гораздо лучше, чем у тех, которые употребляли столько пищи, сколько хотели. Интервью, которое ученые дали СМИ, они резюмировали следующими словами: «Теперь можно с уверенностью утверждать, что голод полезен для здоровья и положительно сказывается на увеличении работоспособности мозга».
Наверняка многие, кто переедает во время обеда, чувствует, как ухудшается работоспособность, и тянет в сон прямо на рабочем месте. Так что не переедайте!
Факторы, разрушающие психическое здоровье
К ним следует отнести все противоположности тому, о чем было написано выше: нарушенный режим сна, отсутствие физических нагрузок при интеллектуальном труде, лишение регулярного отдыха и избегание стрессов. Кроме того:
Употребление психоактивных веществ
Алкоголь — яд для нервной системы. Даже однократное употребление «некрепкого» алкоголя наносит ущерб нервной системе эквивалентный сотрясению головного мозга.
Курение сигарет — истощает процессы возбуждения в головном мозге, так как никотин — психостимулятор.
Наркотики — вещества искусственно вызывающие психические расстройства (от депрессии до шизофрении).
Перегрузка информацией
Чрезмерное поступление новой информации сначала приводит к перевозбуждению нервной системы, сопровождающемуся повышенной потребностью к информации, а затем к срыву нервной системы.
Ложь, одиночество
Нездоровые отношения, чрезмерное внимание (или полное невнимание) к свому здоровью также можно отнести к разрушающим психику явлениям.
Избегание диспансеризации
Наличие болезней внутренних органов, которые не выявлены и по которым не назначено лечение.
Как это ни банально звучит, внутренние болезни (сахарный диабет, гипертония, онкология и т.д.) сказываются на работе сосудов и нейронов мозга. А психика, по мнению врачей является одной из главных функций головного мозга.
Поэтому раннее выявление любого заболевания (или предрасположенности к нему) будет предотвращать воздействие на мозг и соответственно на психическую сферу.
Народные способы для улучшения работы мозга
Активировать и стимулировать работу памяти можно не только при употреблении таблеток, но и различных народных средств:
- Настойка клевера. Чтобы приготовить домашний препарат, необходимо залить соцветия клевера 500 мл водки, поставить в прохладное место на 14 дней. Столовой ложки этого домашнего средства перед сном достаточно для улучшения ясности сознания и ума, избавления от шума в голове.
- Хрен с лимоном. Средство легко и просто в приготовлении. Оно очищает сосуды и нормализует кровообращение. Сок, приготовленный из 3 лимонов, смешивают с баночкой хрена и 3 столовыми ложками меда. Эту массу оставляют в холодильники на 3 недели, а затем принимают по чайной ложке два раза в сутки.
- Сосновые молодые почки. Набирают расцвет весной. Готовить из почек ничего не надо, они просто жуются перед едой, что позволяет восстановиться память и затормозить процессы старения.
Положительное воздействие на организм и память оказывает питание. Оно должно быть богато белком. Рацион обязан содержать сухофрукты, запеченные яблоки либо картофель, тушенную морковку, грецкие орехи, семечки подсолнечника, приготовленные на оливковом масле салаты, а также горький шоколад. Замороженные черничные и свежие ягоды черники оказывают положительное влияние на остроту зрения и кровообращение мозга.
13 идей как ускорить работу мозга — Как улучшить память и развить умственные способности
Watch this video on YouTube
Умственная усталость – враг человека
Снижение умственной работоспособности может быть связано с постоянным переутомлением, недостатком двигательной активности, нарушением режима труда и отдыха, хронической усталостью и нехваткой полноценного ежегодного отдыха. Когда мозг устает и находится в постоянном напряжении, не заставляют себя ждать ухудшения памяти, потеря концентрации и устойчивости внимания, снижение работоспособности.
Правила приема «Семакса 0,1%»
Прием 10 дней
По 3 капли в каждый носовой ход 2 раза в день
Курс 2 флакона 1-2 курса в год
- во флаконе содержится 60 капель
- закапывание производить строго на слизистую носа, не допуская протекания в носоглотку
- Повысить концентрацию и устойчивость внимания;
- Снять умственную усталость;
- Легче обрабатывать информацию и быстрее ее использовать благодаря влиянию на все стадии образования памяти;
- Поддерживать полноценную работу и здоровье мозга даже в условиях стресса и переутомления;
- Восстановить цикл сон/бодрствование;
- Снизить влияние на нервную систему вредных факторов и стресса.
«Семакс 0,1%» – простой и безопасный способ повышения умственной работоспособности и восстановления утраченной активности мозга.
Напряженная жизнь разума
Колоссальные входящие, давление ответственности и сложных задач, «синдром менеджера», финансовые затруднения, нарушенный режим дня, вредные привычки, нездоровая окружающая среда – все это не лучшим образом отражается на человеческом мозге, на нервных клетках и их взаимодействии. В работе головного мозга и нервных путей ключевую роль играют регуляторные пептиды , выделяемые нервными клетками. Эти вещества регулируют процессы, проходящие в головном мозге. Но возможности собственных регуляторных пептидов ограничены. Накапливающиеся небольшие нарушения могут привести к полноценным серьезным заболеваниям.
А кофе не поможет?
Кофе, энергетики и тонизирующие напитки, даже если и помогают на время разбудить организм, могут нанести серьезный вред в дальнейшем. А витамины для улучшения памяти и работоспособности, улучшения умственной деятельности могут применяться как дополнение к приему препарата «Семакс 0,1%».
Не стоит забывать, что «Семакс 0,1%» способствует повышению умственной работоспособности, но он не заменит здоровый образ жизни, полноценный отдых и правильное питание – а это важнейший шаг на пути лечения усталости и связанных с ней нарушений.
Свет и звук
Американская Cognito Therapeutics в 2021 году получила одобрение FDA на применение световой и звуковой терапии болезни Альцгеймера. Компания заявляет, что использование мигающих огней и звуков с определенной частотой стимулирует электрическую активность мозга и может помочь в лечении, активизируя нейроны.
Система стимуляции Cognito GammaSense напоминает стробоскоп. Она встроена в пару непрозрачных очков, которые носят с наушниками. Ежедневное применение устройства показало положительный эффект у подопытных мышей, включая уменьшение числа амилоидных бляшек в мозге.
Частота света и звука синхронизируется с гамма-волнами мозга, связанными с памятью, вниманием и общей когнитивной функцией. Исследователи компании убедились, что при настройке на частоту около 40 Гц можно запустить активность клеток мозга, которые играют ключевую роль в иммунной защите центральной нервной системы
В первом исследовании приняли участие 76 взрослых в возрасте от 50 лет и старше с легкой или средней степенью болезни Альцгеймера и другими формами когнитивных нарушений. Cognito сообщает, что у 33 пациентов, получивших гамма-частотную терапию, наблюдалось снижение ухудшения памяти и когнитивных функций на 83% по сравнению с 20 пациентами, которые получали фиктивную стимуляцию. У 30 пациентов выявили снижение атрофии мозга на 61% по сравнению с 19 испытуемыми в фиктивной группе.
Пациентка с когнитивным нарушением вошла в фокус-группу тестирования светозвуковой терапии
Постоянно учитесь новому
Когда мы учимся новому, это стимулирует функционирование клеток мозга и сохраняет его здоровье и молодость. Например, когда вы в путешествии осваиваетесь в незнакомом городе — скажем, запоминаете дорогу от гостиницы до кафе или до фонтана Треви, — то на самом деле помогаете мозгу сохранять молодость, формируя новые клеточные связи. По словам доктора Кристины Галл, профессора нейробиологии из Калифорнийского университета в Ирвайне, задачи, требующие обучения, фактически способствуют непрекращающемуся развитию мозга.
Изучать новое особенно важно в зрелом возрасте, когда для того, чтобы сохранять умственное здоровье, нужно прилагать больше усилий. «Положительный эффект от обучения в течение жизни становится более заметным с возрастом, когда память уже функционирует не оптимально», — отмечает Галл
Когда вы сохраняете активность и открыты новым задачам, вы стимулируете и поддерживаете память. Запишитесь на курсы иностранных языков, разгадывайте кроссворды, найдите новое хобби или отправьтесь в далекое путешествие.
Диагностика
Несмотря на сложности в диагностике амилоидоза, особенно на ранних стадиях заболевания, для некоторых типов амилоидоза все же существуют диагностические алгоритмы. Однако ни в одном из проанализированных исследований не была освещена проблема диагностики AANF-амилоидоза, вероятно, ввиду малой его изученности. Во всех ранее проведенных работах AANF-амилоидоз диагностировали путем исследования образцов периоперационных тканей миокарда.
«Золотым» стандартом диагностики амилоидоза сердца является эндомиокардиальная биопсия с гистологическим анализом препарата. Среди неинвазивных методов исследования особое значение имеют эхокардиография, МРТ сердца с гадолинием и радионуклидные методы диагностики. Эхокардиография не имеет высокой ценности на ранних стадиях заболевания, однако позднее позволяет выявить ряд признаков, таких как концентрическое симметричное утолщение стенок обоих желудочков и межжелудочковой перегородки без дилатации и утолщение стенок увеличенных в размерах предсердий, а также зернистую инфильтрацию миокарда
При МРТ сердца снижение интенсивности сигнала от миокарда в сочетании c отсроченным контрастированием сигнала от суб эндокарда после введения гадолиния (из-за наличия амилоидных отложений) позволяет провести дифференциальную диагностику амилоидоза от других кардиомиопатий .
Что мешает мозгу эффективно учиться
Препятствий для эффективной работы мозга не так уж и много, а их устранение приносит только радость.
Недосып
Регулярная депривация сна снижает скорость наших мыслительных процессов, которые у невыспавшегося человека нарушены, как и у выпившего. Когда мы пребываем в объятиях Морфея, мозг вовсе не отдыхает — иногда он может быть даже активнее, чем днем, но пока доподлинно не известно, что именно происходит в голове в этот момент. Однако совершенно очевидно, что сон не только важен для хорошей работы мозга в целом, но и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение материала. Правило «никто не отберет у меня восьми часов сна» может показаться эгоистичным и кощунственным, в современной-то жизни с ее бешеным ритмом, — но вы же всегда хотели сопротивляться системе? Вот вам и повод.
Стресс
Стресс, особенно длительный и неконтролируемый, отрицательно влияет на наши когнитивные способности, поэтому продуктивно учиться, постоянно пребывая в таком состоянии, очень трудно. Гормон стресса кортизол в хроническом варианте вызывает истончение нейронной ткани гиппокампа — то есть просто ухудшает память.
Плохое питание
Мозг потребляет до 20 % сжигаемых за день калорий, причем интеллектуальные нагрузки интенсивно снижают уровень глюкозы в крови — а когда ее становится слишком мало, мы начинаем делать ошибки. Вообще все поступающие в кровь вещества стоит проинспектировать, если вы испытываете сложности с концентрацией и уж тем более — если наблюдаете у себя признаки СДВГ. Первый претендент на исключение из рациона (или, во всяком случае, на ограничение его количества) — сахар, избыток которого расшатывает дофаминовую систему и не дает префронтальной коре заниматься делом. То же касается и стимуляторов вроде кофе и сигарет: они могут мешать вам учиться, повышая тревожность.
Проявления мозговой активности
Мозговая активность проявляется электрическими колебаниями – ритмами головного мозга, среди которых выявляют порядка 8 типов колебаний – от альфа- до тау-ритма.
Альфа-ритм регистрируется в состоянии покоя и при расслабленном бодрствовании
Как только увеличивается функциональная активность головного мозга, альфа-колебания начинаю затухать вплоть до исчезновения.
Бета-волны «отвечают» за высшие когнитивные функции, память, внимание. Угасают при двигательной активации или тактильной стимуляции.
Гама-ритм фиксируется при решении интеллектуальных задач, требующих полного сосредоточения внимания.
Дельта-ритм регулирует восстановительные процессы мозга (во время сна)
Чрезмерное усиление дельта-волн почти всегда связано с нарушениями внимания, памяти и других когнитивных функций.
Тета-волны проявляются в момент перехода расслабленного бодрствования в сонливость.
Капа-ритм, возникая в височных областях, проявляется при подавлении альфа-ритмов в других областях мозга в процессе умственной деятельности.
Мю-колебания наблюдаются только у 10-15 % людей. Возникает при повышенной активности мозга и психическом напряжении.
Тау-ритм становится ответом на блокаду звуковых сигналов.
Чтобы оценить состояние человека и его умственную активность, необходимо учитывать соотношение ритмов. Так снижение альфа-колебаний при закрытых глазах с одновременным увеличением бета-активности может говорить о психоэмоциональном напряжении и тревожности. Снижение альфа-активности при закрытых глазах с повышением тета-ритмов становится признаком депрессии.
8 Избавься от информационного мусора
Отдельное внимание советуем уделить так называемому информационному мусору, который заполняет наше сетевое пространство и мешает сконцентрироваться на чем-то важном.
Попробуй ограничить потоки потребляемой информации и постарайся сделать это потребление максимально полезным.
То есть отпишись от ненужных аккаунтов, выйди из бесполезных пабликов, постарайся ограничить просмотр рекламы и мусорного контента. Довольно деструктивным фактором на пути к концентрации и осознанности является бесконечная лента инстаграма.
Некоторые поддаются соблазну ее прокручивать и тратят на это очень много времени, а потом удивляются, почему они ничего не успевают.
Список использованной литературы
-
Агапова М. В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности.: дис. … канд. психол. наук. — Ярославль, 2004.
-
Акиндинова И. А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал, 2008. — № 10. — 13 с.
-
Асеева И. Н. Возможные пути преодоления и профилактики синдрома эмоционального выгорания. Современные проблемы психологии. Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. — Самара: СГТТУ, 2005. — 129 с.
-
Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб: Речь, 2009. — 272 с.
Упражнения на координацию движений для детей
Годовалый малыш так легко учится ходить именно потому, что умение координировать движения тела и поддерживать равновесие даны человеку от рождения.
И наоборот, если у ребенка с детства нарушена способность синхронно и правильно двигать всеми мышцами, это говорит о серьезных проблемах со здоровьем.
В раннем дошкольном возрасте ребенок еще достаточно неловок, он не научился владеть своим телом в совершенстве. Задача родителей – помочь малышу развить его координационными способности.
Вестибулярный аппарат человека формируется до 12 – 15 лет, но тренировать его можно всю жизнь!
Упражнения для детей 2-3 лет
Упражнения для детей 2-3 лет должны носить игровой характер. Завлекайте малыша в тренировку во время обычной прогулки. Помочь ребенку развить координационные способности могут следующие упражнения:
- старайтесь, чтоб малыш ходил самостоятельно как можно больше, но контролируйте его безопасность;
- перешагивайте через естественные барьеры (бордюры, бревна, камни)
- попросите малыша наклониться, чтоб сорвать цветок, или присесть и рассмотреть камешки на земле;
- разрешайте ребенку ходить по бордюру или скамье, придерживая его;
- позволяйте ребенку самостоятельно подниматься и опускаться по лестнице, находясь рядом с ним.
Упражнения для детей 4-5 лет
- под вашим строгим контролем попросите ребенка спрыгнуть с бревна (скамьи);
- пусть малыш учится ходить по ровной линии, усложняйте упражнения: попросите малыша поднять руки;
- контролирую осанку ребенка;
- ходьба с книгой на голове понравится и вашему малышу!
час
Для детей 6-7 лет
- броски и ловля мяча
- ходьба по бревну (скамье) с разным положением рук (внизу, вверху, в стороны)
- бег в различных положениях (лицом вперед, лицом назад)
- разнообразные виды прыжков (на месте, вперед, на возвышение и с него)
Для детей 8-10 лет
Начинайте тренироваться вместе с малышом! Он уже почти взрослый!
Есть ряд интересных упражнений, которые вы можете дополнительно использовать в совместных тренировках:
- встаньте ровно, дотроньтесь пальцами до плеч и повторяйте вращательные движения;
- попросите малыша встать ровно; пусть он нарисует в воздухе любимое животное, это упражнение можно делать лежа, «рисуете» при этом ногами;
- игра в классики;
- выполните с ребенком уже знакомые нам упражнения на баланс: цаплю, дерево, ласточку.
- подвижные игры прекрасно развивают координацию! Поиграйте с ребенком в футбол, догонялки или латки!
- развивайте своего малыша: вы можете записать его на секцию по плаванию, акробатике или на кружок танцев;
- как можно больше гуляйте; не лишайте ребенка возможности покататься на карусели или попрыгать на батуте.
Во время тренировок обязательно учитывать самочувствие человека. Не перегружайте себя или своего ребенка, если показатели здоровья не в норме. Отложите тренировку до тех пор, пока выполнение упражнений будет возможным и принесет вам пользу.
Соблюдайте технику безопасности! Если тренируется ребенок, всегда находитесь рядом с ним, придерживая в случае необходимости.
Причины синдрома выгорания
Принято считать, что эмоциональному выгоранию больше других подвержены педагоги, а также врачи и медперсонал. Однако от него могут пострадать даже студенты, пенсионеры и домохозяйки. Ведь эмоциональное истощение не всегда связано с работой, оно также может быть вызвано слишком тяжелым бременем личных обязательств.
Условно разделим причины данного синдрома на личные и внешние.
-
Личные причины выгорания.Индивидуальная стойкость и способность справляться с трудностями, конечно, тоже играют роль, но то, что человек очень хорошо сопротивляется стрессу, не означает, что он неуязвим для выгорания. Оно может затронуть как людей, которым не хватает уверенности в себе, так и тех, кто уверен в себе, решителен и полон энергии.
Вот некоторые из внутренних причин:
-
чрезмерно амбициозные и нереалистичные цели;
-
перфекционизм;
-
неумение сказать «нет»;
-
трудности с выражением чувств;
-
игнорировать свои собственные потребности и вместо этого стремиться удовлетворить потребности других;
-
плохая адаптивность;
-
постоянный стресс в личной жизни;
-
нехватка отдыха;
-
слишком высокие требования к себе.
-
-
Внешние причины выгорания.
И рабочее место, и общество могут оказывать значительное давление. Точно так же тяжелый эпизод в жизни или любое другое серьезное изменение могут привести к выгоранию.
Некоторые из возможных внешних причин:
-
давление на работе (например, призыв делать все быстрее);
-
отсутствие стимула или переутомление;
-
отсутствие признания и поддержки;
-
конфликты и плохая атмосфера в компании;
-
дискриминация или запугивание;
-
высокое конкурентное давление;
-
слишком много обязанностей;
-
сложность с тем, чтобы уложиться в сроки;
-
недостаток или отсутствие автономии.
-
Выгорание часто возникает в результате столкновения личных факторов и внешних причин. Со временем все эти стрессы ослабляют иммунную систему и считаются триггерами синдрома хронической усталости (СХУ).
Ограничьте время за компьютером
Скорее всего, на работе вы много времени проводите за компьютером: ищете информацию, переписываетесь, составляете документы. Но если время от времени не отдыхать от технологий, то возникает перегрузка лобной доли мозга, которая отвечает за процесс выбора и решение задач, говорит Дэвид Стрэйер, профессор психологии Университета штата Юта.
Чтобы не расходовать этот ценный ресурс понапрасну, Стрэйер рекомендует делать перерывы и отдыхать от компьютера, телефона и электронной почты. Как минимум один раз за рабочий день старайтесь выйти на улицу — и не берите с собой телефон и другие гаджеты: возможно, отдых от них как раз поможет вам найти решение давно беспокоившей проблемы. При обсуждении каких-либо вопросов старайтесь по возможности общаться лично, а не по электронной почте: так вы лучше сосредоточитесь на проблеме.
Привычка 2. Повышаем концентрацию
Идем гулять после обеда (или проводим совещание)
После обеда кровь оттекает в область желудка, из-за чего мозг функционирует хуже и ему сложнее сосредотачиваться и решать нетривиальные задачи. Наверняка вы сталкивались с этим явлением. Здесь хорошо помогает небольшая прогулка.
Незначительные физические нагрузки вроде моциона улучшают не только пищеварение, но и приток крови в мозг. Впрочем, можно и просто убраться на рабочем столе или провести небольшое совещание.
Определяем время и объем предстоящей работы
Попробуйте вспомнить, как вы сдавали экзамены. Вы смогли решить столько-то задач за 90 минут, потому что изначально были ограничены этим временем. Получится ли добиться того же результата без четких временных рамок? Вряд ли. Если вы будете постоянно отвлекаться и делать работу невнимательно, то на это может уйти целый день.
Допустим, у вас есть целых 24 часа на завершение какого-то проекта, но вы не знаете, с чего начать.
Представьте, что у вас есть только 90 минут, и вам будет проще расставить приоритеты
Вы сразу начнете думать, что важно, а что не очень, и что ни в коем случае нельзя упустить. Тем более срочная и важная работа часто предполагает сжатые сроки
Когда у вас мало времени на решение какой-то задачи, вы можете подумать, что справились бы лучше за большее время. Однако если бы вас не ограничили, то было бы гораздо сложнее выстроить рабочий процесс, а задача только бы усложнилась.
Не останавливаемся в потоке
Когда вы достигли высокой производительности мозга, это состояние какое-то время продолжается. У многих так бывало: когда нужно срочно сосредоточиться и выполнить какую-то одну работу, то быстрее реализуется и следующая. Вы находитесь в таком состоянии, когда вам хочется еще что-нибудь сделать или с кем-то переговорить, иначе не успокоишься.
Использование этого свойства мозга позволят эффективно выполнять работу. После разминки для мозга нужно создать условия, при которых его производительность быстро повысится. Затем ставим себе ограничение по времени и работаем именно столько, это позволит сосредоточиться и соображать быстрее.
Такие интервалы интенсивного труда могут длиться не более пары часов. Если работать дольше, то будет сложно контролировать соотношение объема задач и времени на их выполнение. Да и ваш напор почти пропадет.
Занимаемся чем-то помимо работы
Если человек считает, что может пожертвовать личным временем и доделать дома все необходимое по работе, у него не наступает периода высокой производительности мозга
Когда мозг постоянно действует неэффективно, внимание рассеивается и, люди начинают думать о посторонних вещах. Ничего закончить не получается, и требуется все больше времени, чтобы перевести дух.
Это приводит к неприятным последствиям. Человек хочет отдохнуть от самого процесса непрерывной работы и привыкает растягивать ее на целый день. Он работает очень медленно и все позднее ложится спать. Режим нарушен, и мозг перестает нормально функционировать. Когда человек попадает в такой порочный круг, ему необходимо сразу же поставить себе временные рамки.
Если в 17:00 надо покинуть офис, прийти домой и поужинать с детьми, а в выходные хорошо бы встретиться с друзьями, то необходимо справиться с работой до пяти часов, правильно? Тогда вы сможете распределить свое время: например, какую-то работу нужно закончить в первой половине дня, другую – до трех часов
Расписать время – это очень важно.
Обращаем внимание на работу других
Для повышения производительности мозга важна конкуренция. Если вам кажется, что в слове «конкуренция» слишком явно выражено противостояние, можете просто считать иначе: «Он старается – и я тоже буду». Дело в том, что производительность мозга – это вещь относительная. Человек может добиться гораздо лучшего результата, когда узнает, что окружающие его превосходят. Это похоже на спортивные состязания. Если спринтер бежит один, то он не покажет отличных результатов, но если у него есть соперник, то сможет пробежать хотя бы на долю секунды быстрее. Так и в работе: если вы делаете ее один, то эффективность никак не повышается
Важно действовать, поглядывая на других людей.
Резюме:
- Одного желания недостаточно, чтобы улучшить концентрацию и скорость мышления.
- Следует определить соотношение объема работы и времени, которое дано на ее выполнение.
- Самое главное выделить будет сложнее, если не ограничить себя по времени.
Способ стимуляции мозга путём изменения рациона
Как увеличить активность мозга с помощью питания? Существует традиционный и парадоксальный способы.
- Традиционный способ связан с употреблением в пищу «продуктов для мозга». К таким традиционно относятся:
- Омега-3-содержащие продукты – жирная рыба, льняное семя и масло, орехи, зародыши пшеницы и других злаковых,
- антиоксидантные продукты – печень (витамин А и цинк), овощи (витамин С), кисломолочные продукты (глитатион), вино и др.
- кофе в сочетании с зелёным чаем – в таком сочетании, высокая умственная активность может сохраняться весь день без негативных последствий.
- Парадоксальный способ предполагает применение кратковременного голодания. Это экстремальный способ, рассчитанный на тактические необходимости, который основывается на идее учёных Йельской медицинской школы. По их мнению, умственная активность становится высокой, если мозг будет «думать», что организм нуждается в еде, и от такой активности зависит, получит ли он питание. Эта эволюционная зависимость была подтверждена опытами на голодных мышах, которые демонстрировали большую сообразительность, чем их сытые собратья.
Питание: общие рекомендации
Учебный процесс сопряжен с длительным (по нескольку часов в день) статическим (не всегда удобным) нахождением за партой/письменным столом и интенсивной мозговой деятельности.
Необходимо питание, включающее в себя все необходимые нутриенты и покрывающее энергозатраты:
— микронутриенты (витамины/минералы) поддерживают различные функции организма;
— макронутриенты: белки (строительный материал), жиры (выполняют структурную и энергетическую функции, являются основным компонентом мембран клеток) и углеводы (преобразуются в энергию).
Рекомендованное соотношение между белками (Б), жирами (Ж) и углеводами (У): младший школьный возраст — 1:1:3. старший школьный возраст — 1:1:4.
По критериям Всемирной Организации Здравоохранения, ежедневный рацион питания должен включать различные овощи и фрукты, молочные/кисломолочные продукты.
Однако, увы, на практике правильно подобранные продукты и сбалансированный рацион питания не всегда позволяют покрыть все потребности растущего организма, а порой это и вовсе невозможно. Частенько необходима поддержка нутриентами извне в виде приема БАДов и лекарственных препаратов.
В этом случае обязательно проконсультируйтесь с педиатром, чтобы сдать анализы, оценить необходимость приёма того или иного витамина и рассчитать дозировку.