Бредовая действительность: признаки и симптомы параноидальной шизофрении
Содержание:
- Самые распространенные бредовые идеи
- Проблемы психиатрии
- Гебефреническая
- Первые проявления
- Основные особенности
- Дифференциальная диагностика
- Бредовые настроение, восприятие и воспоминания
- Антропологическая психиатрия
- Стадии расстройства
- Изменения личности
- Шизофрения школьного возраста
- Параноидная
- Признаки бредовых идей
- Психопатологическая структура бреда в зависимости от возраста больных
Самые распространенные бредовые идеи
Как правило, бред (расстройство мышления) не бывает особо эксцентричным, оторванным от жизни. Он связан с событиями из прошлой или настоящей жизни больного. Для обоснования своих идей он даже может привести кучу доказательств, кажущихся ему очень обоснованными, а на самом деле – алогичных. Вот несколько вариантов:
- Бред величия – больной считает, что он сделал важнейшее открытие или обладает непревзойденным талантом.
- Бред преследования — больной утверждает и обращается ко всем инстанциям – его преследуют, за ним следят и хотят причинить вред. Такие бредовые идеи нашли отражения в литературе и кинематографе детективного жанра.
- Бред ревности – убеждение в неверности второй половинки. От обычной ревности данное расстройство отличается гипертрофированностью, нелепостью, выстраиванием цепочки совершенно глупых доказательств измены.
- Эротоманический бред. Человек полагает, что какая-то «звезда» воспылала к нему любовью, интерпретирует любой жест кумира на сцене, экране и т.п. в свою сторону. После этого начинается написание навязчивых писем, и даже преследование объекта привязанности.
- Дисформания – бред по поводу наличия физического дефекта или паразитов, на самом деле несуществующих или незначительных, внешнего вида, запаха изо рта и т.д.
Это далеко не полный список странных суждений и бредовых идей. Кажется, вроде бы ничего страшного нет, но речь больного часто пугает окружающих, они не хотят с ним общаться. Кроме того, у страдающего бредовыми идеями человека низкое качество жизни, он может нанести вред себе или совершить насильственные действия. Учитывая данные проблемы, а также и то, что бред может быть свидетельством развивающейся шизофрении, требуется обязательная помощь специалистов.
Проблемы психиатрии
В современной психиатрии много проблем. Есть вопрос выделения единиц анализа: что мы анализируем — личность, болезнь, синдром, симптом? Другая проблема — соотношение вербальных (речевых и слуховых) галлюцинаций и языка, бреда и сознания, бреда и языка. Ясно, что вербальные галлюцинации как-то соотносятся с языком, но как и почему — непонятно. У нас нет реального определения бреда, а определение языка мы должны взять у лингвистов (но мы этого не делаем). Существуют также проблемы разделения неврологического и психиатрического подходов к языку, вопросы афазии и языка психоза, проблема соотношения сознания диагноста и сознания пациента. Когда я просто разговариваю с пациентом, он меня не бьет и не кусается, мое сознание влияет на него?
Есть и более серьезные группы проблем.
При анализе языка психотика часто не происходит разделения языка генерации симптома (системы, с помощью которой больной продуцирует речь) и языка описания психоза (системы, с помощью которой он этот текст описывает). Чтобы это сделать, нужно посмотреть, как пациент работает с языком до психоза, во время и после него, ведь когда он не в остром состоянии, у него все иначе. Но обычно просто говорится, что у больного с диагнозом «шизофрения» по ICD-10 (Международной классификации болезней. — Прим. T&P) «все нарушено». В литературе по билингвальным психозам также нет ни слова о стадии болезни.
Гебефреническая
Гебефреническая (гебефрения, дезорганизованная шизофрения) форма рассматриваемой психопатологии — редкое заболевание, которое встречается примерно у 5% шизофреников. Главная ее особенность в том, что больной при ее развитии ведет себя дурашливо, как ребенок, не осознавая этого.
В целом наблюдаются как позитивные, так и негативные признаки заболевания. В общем виде симптоматика выглядит следующим образом:
- Неорганизованность мышления. Человек не способен обосновать свою мысль, сформулировать ее и донести до окружающих. Иногда его речь воспринимается в качестве набора звуков.
- Неорганизованность поведения. Пациент постоянно двигается, даже если сидит: сгибает ноги, забрасывая их друг на друга, закидывает руки за голову, чешется и пр.
- Сексуальная девиация. Больной демонстрирует свои гениталии случайным прохожим, рассказывает пошлости и непристойно хихикает, испражняется у всех на глазах, пристает к родной матери и т.д.
- Неадекватность эмоций. Эмоциональные реакции пациента не соответствуют ситуации. Он может смеяться, когда всем грустно, или не показывать никаких чувств, даже после получения информации о смерти родственника.
- Ложные убеждения. Они формируются по типу бредовых идей. Человеку кажется, что он что-то изобрел или является объектом преследования. В ряде случаев такие убеждения вынуждают его прятаться или вести себя агрессивно.
- Самоизоляция. Это признак характерен для негативной фазы шизофрении. Человек обрывает контакты и ни с кем не общается.
Больным себя пациент не считает. При этом прогрессирует болезнь очень быстро. Как правило, прогнозы по течению заболевания крайне неблагоприятные. Манифестирует оно обычно в подростковом возрасте. После 2-3 приступов человек утрачивает связь с реальностью и остается в клинике навсегда.
В тяжелых случаях при гебефрении развиваются кататония и маниакальный синдром. Галлюцинации бывают редко. В период ремиссии дурашливость сменяется апатией и абулией. Иногда больные начинают сильно увлекаться какой-либо узкой темой, зачастую религиозной.
Первые проявления
Начальные признаки шизофрении у подростка можно заметить еще в детском возрасте. Но они нерегулярны и выражены эпизодично, поэтому родители списывают их на какие-то индивидуальные особенности характера, усталость или капризность. К тому же подозревать у собственного ребенка психическое расстройство вряд ли кому-то в удовольствие.
Увидеть изменения в поведении ребенка не составит труда, если он вел энергичный образ жизни: хорошо учился, активно общался с друзьями, увлекался спортом или другими занятиями по интересам. Но вдруг происходит какое-то событие, которое кардинально меняет его жизнь. Его перестает интересовать учеба, он не находит общих тем для разговора с друзьями, отказывается заниматься спортом или любимыми прежде делами.
Подросток замыкается в себе, его поведение стает непредсказуемым. Настроение может в секунды поменяться в противоположную сторону.
Причиной для посещения психиатра должны стать следующие, неоднократно проявляющиеся симптомы:
- Прогрессирующие нелепые идеи и странные рассуждения.
- Изменения логики мышления, трансформация речи.
- Тяга к нелепым фантазиям, абсурдному философствованию.
- Эмоциональное отчуждение даже от близких людей, отсутствие или несоответствие реакции на происходящие события.
- Нетипичное и нелепое употребление слов и выражений в разговоре.
- Раздражительность без явного повода, лживость, проявление беспричинной агрессии.
- Бездеятельность, апатия, отсутствие какой-либо инициативы и интереса к жизни.
- Склонность к отчуждению, категорический отказ выходить на улицу, пренебрежение личной гигиеной, неряшливость, небрежность в одежде.
- Необычные фобии и страхи, нарушения пищевого поведения, странные хобби или накопление ненужных вещей.
- Употребление алкоголя, наркотических средств, склонность к бродяжничеству.
- Разговоры о суициде.
Довольно характерным проявлением психического расстройства следует отметить показную неприязнь к родителям или кому-то одному из них, кто был особенно близок.
Основные особенности
Большинство людей считает, что шизофрения является раздвоением личности. Однако это слишком простое определение. На самом деле это более сложная психическая патология, которая охватывает множество разнообразных расстройств. Большая часть из них не имеет отношения к формированию в голове человека новых личностей.
Согласно МКБ-10, диагноз «шизофрения» (F20.0-F20.3) может быть поставлен, если наблюдается хотя бы один из нижеперечисленных симптомов:
- Вкладывание/отнятие мыслей, их открытость для окружающий, «эхо» мышления. Человеку кажется, что его мыслительный процесс слышат посторонние (либо другие люди влияют на него путем закладывания идей или подмены воспоминаний).
- Бредовые идеи. Прежде всего, шизофреников беспокоит бред воздействия. Они уверены, что на их тело или мысли воздействуют окружающие или потусторонние силы, например, инопланетяне.
- Галлюцинации — слуховые, зрительные и тактильные. Больные слышат, видят и трогают то, чего нет в действительности.
- Устойчивые бредовые идеи. Они связаны с культурой, политикой, изобретательством и пр. Как правило, подобный бред звучит нелепо или даже фантастически.
Также диагностировать шизофрению у человека могут при наличии двух из следующих признаков:
- Стойкие галлюцинации любого типа, сопровождающиеся бредом, которые проявляются на протяжении месяца.
- Шперрунги и неологизмы — обрывы мышления, использование в речи несуществующих слов.
- Кататонический синдром — психомоторные (двигательные) расстройства. Больной то находится в сильном возбуждении, то впадает в ступор, застывая в противоестественной позе на несколько часов.
- Негативная симптоматика: апатия, речевая скудость, безынициативность, утрата интересов, неадекватность эмоций, отчуждение и пр.
Последняя группа симптомов, негативная, может наблюдаться и при депрессии. Однако при наличии галлюцинаций, шперрунгов или кататонического синдрома, которые развиваются на фоне апатии и других признаков негативного типа, встает вопрос о постановке диагноза «шизофрения».
Дифференциальная диагностика
Согласно МКБ-10, диагноз «шизоаффективное расстройство» может быть поставлен при наличии у человека аффективных симптомов, а также двух признаков из следующего списка:
- слуховые галлюцинации в виде голосов;
- бред воздействия и контроля;
- разорванность речи, бессмысленные слова и неологизмы;
- стойкий бред, который не связан с деятельностью больного;
- кататонические расстройства.
При этом два из перечисленных признака должны сохраняться не менее двух недель. Тогда ставится вопрос о шизоаффективном психозе. Органические поражения мозга и употребление психоактивных веществ, которые тоже могут стать причиной развития подобной симптоматики, исключаются с помощью инструментальных и лабораторных методов исследования.
Поставить диагноз за один день не получится. Скорее всего, больного положат в стационар и будут наблюдать в течение нескольких недель. Дальнейшее пребывание в больнице зависит от состояния пациента и характера расстройства, который выявят врачи.
Бредовые настроение, восприятие и воспоминания
При первом развитии бреда человек начинает испытывать другие эмоции и по-иному смотрит на мир. Например, идеи могут быть страшными, и тогда человек начинает жить в постоянном страхе и опасениях. Он начинает объяснять всё происходящее в его жизни, все окружающие моменты, как подтверждение своей теории.
Как правило, сначала возникает бредовая идея, а потом уже настроение. Но вероятно и обратное развитие. Например, сначала может быть изменение настроения, а потом уже бредовые идеи. В части случаев больной начинает вдруг вкладывать в привычные объекты новый смысл. Тогда это бредовое восприятие.
Существует так называемый синдром Капграса. Больной начинает считать, что его друзей или родных подменили самозванцами, которые копируют внешность того человека. В других случаях фиксируют бред Фреголи: больной считает, что за несколькими людьми скрывается преследователь, который загримирован, чтобы его внешность нельзя было распознать.
Бредовые воспоминания — это лишенные логики идеи, которые касаются прошлого. Термин нельзя считать достаточно точным, потому что бредовый характер имеет интерпретация воспоминания, а не само воспоминание.
Антропологическая психиатрия
Подводя итог, под антропологической психиатрией я понимаю область теоретической психиатрии, для которой характерно:
1) разделение явления и его интерпретации, онтологического и феноменологического подхода;
2) разделение рассказа о событии и самого события;
3) рассмотрение текстов и нарративов с использованием филологических подходов, нарратологии;
4) признание языкового и культурного сознания диагноста важнейшей частью диагностической процедуры;
5) использование методов антропологического исследования (включенное наблюдение, полевое наблюдение) для описания индивидуальных и типических случаев;
6) понимание контекста и контекстных явлений.
Антропологическая психиатрия должна противопоставляться антропологии психиатрии, где антропологи могут рассматривать психиатрическое поведение как определенный тип поведения. Антропологическая психиатрия должна включать в себя и генетику, и мифологию, и лингвистику. Только тогда мы можем подойти к пониманию, когда и откуда возник психоз.
Стадии расстройства
Какими бы ни были причины шизофрении у подростков, начинается она медленно и незаметно. Одно из первых проявлений – чувство внутреннего дискомфорта. Оно не имеет причины, но держит человека в постоянном стрессе и напряжении.
Следует выделить следующие стадии развития расстройства и принимаемые меры:
- Продромальная. На этом этапе заболевания для подростков характерны проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушениями сна, трудностями в школе. Постановка диагноза шизофрении на данной стадии невозможна, целью диагностического процесса является формирование групп специфического риска и проведения специфической профилактики.
- Острая. Преобладают продуктивные симптомы: галлюцинации, бредовые идеи, расстройства формального мышления, странное психотическое поведение. Наиболее специфические – слуховые галлюцинации. Они встречаются у 80% больных в возрасте от 12 до 18 лет.
- Ответа на лечение и редукции симптомов заболевания. Задача терапии на данном этапе – мониторинг и коррекция побочных эффектов терапии, достижение ремиссии.
- Дозревания ремиссии. Наблюдаются остаточные положительные и отрицательные симптомы шизофрении, связанные с побочными эффектами терапии. На этом этапе достигается стабильная ремиссия, устраняются факторы, которые могут быть причиной рецидива, происходит формирование установки на длительную поддерживающую терапию и восстановление социального функционирования.
- Восстановления. На этом уровне осуществляется контроль над соблюдением режима поддерживающей терапии, социальная поддержка, профилактика рецидивов.
- Хроническая. Прогрессирование данной стадии говорит о резистентности подростка к применяемым методам лечения. Происходит дезактуализация и частичная редукция положительных симптомов, однако сохраняются социальная изоляция, апатия и абулия. Негативные симптомы вызывают низкий уровень социального функционирования ребенка.
Шизофрения затрагивает самые тонкие слои психики подростка и проявляет себя в сфере самосознания и восприятия окружающей действительности.
Изменения личности
Выраженного поражения или явного распада личности, как это случается при гебефренической или параноидной шизофрении, ипохондрическая форма не вызывает. Однако сказать, что человек после начала заболевания остается прежним, нельзя. Подобные пациенты становятся угрюмыми, замкнутыми и раздражительными. Общаться с ними становится сложно. Они сами избегают людей, но и последние сторонятся их.
Нередко такие люди начинают интересоваться мистическими учениями, вступают в секту и пр. Круг общения у них сужается еще больше. Прежние знакомые уже не понимают, что происходит с их другом или родным. Проблема в том, что развивается болезнь очень медленно, поэтому и характер больного изменяется постепенно. Не каждому придет в голову, что причина этого — ипохондрическая шизофрения.
Шизофрения школьного возраста
Начиная с 6–7-летнего возраста, большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками
У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено
Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.
Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.
Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.
С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.
Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:
- вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
- приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
- параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
- гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
- кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.
Параноидная
Параноидная форма шизофрении (ошибочное название — параноидальная) является самой распространенной. Она диагностируется примерно у 85-87% пациентов. Чаще от нее страдают мужчины. Характерным симптомом патологии, который выявляется у 93% больных, считается бред. Вербальные галлюцинации наблюдаются у 59% параноидных шизофреников, а кататонические расстройства — у 13% мужчин и у 2% женщин.
Как показывают цифры, представительницы прекрасно пола менее уязвимы перед параноидной шизофренией. Однако другие виды этой патологии развиваются у них примерно с такой же частотой, что и у мужчин.
Типичными симптомами параноидной шизофрении являются:
- Бредовые идеи, связанные с уголовным или сексуальным преследованием, изобретательством, реформаторством, ревностью или манией величия.
- Галлюцинации, в том числе угрожающей формы, которые отдают больному приказы.
- Сенестопатии — неприятные и тягостные ощущения во внутренних органах или на поверхности тела.
- Деперсонализация, при которой нарушается самовосприятие личности и наблюдается отчуждение ее свойств.
- Аффективные расстройства, включая депрессивное и биполярное, неадекватность эмоций — их несоответствие ситуации или событию.
- Негативная симптоматика, свидетельствующая о пассивности психики — абулия, отсутствие интересов и безынициативность.
- Когнитивные нарушения, которые отражаются на речи, памяти и способности ориентироваться в пространстве и времени.
Как правило, сначала развивается бред. Постепенно он углубляется, становится более сложным и аргументированным. Галлюцинации усложняют его еще больше. При отсутствии лечения бредовые идеи превращаются в грандиозные и фантастические переживания. Больной может быть очень агрессивен, так как воспринимает видения в качестве реальности. Болезнь быстро прогрессирует и приводит к серьезному поражению мышления и личности.
Признаки бредовых идей
Бредовые идеи при некоторых обстоятельствах могут оказаться истинными, но так бывает очень редко. Как пример можно привести патологическую ревность. В некоторых семьях мужья очень ревнивы, даже если жены стараются не давать им повода для ревности. Если эти идеи не имеют оснований, то они относятся к бредовым. Идеи классифицируют как бредовые по природе психических процессов, которые лежат в основе данных утверждений.
Для идеи, которая является бредом, характерна устойчивость. Развитие может быть постепенным или одномоментным. Например, человеку в голову приходит в один день идея, что на него негативно воздействуют бытовые предметы и другая техника. И он начинает убеждать в этом других и пытаться изолироваться от любой техники. Но идея может развиваться и постепенно. В процессе выздоровления также возможно неодномоментное излечение: сначала больной начинает сомневаться в своих идеях, а потом осознает, что они не имели почвы и логики.
Таким образом, бред может быть частичным. Такой феномен характерен в основном для ранних стадий заболевания под названием «шизофрения». Но этот симптом может говорить и о других патологиях, потому однозначно по одному только проявлению диагностировать шизофрению не стоит. В таких случаях специалисты прибегают к дополнительным методам обследования на различные болезни психологической природы.
Даже при наличии бредовых идей человек может не проецировать их на свои поступки и чувства. Такой феномен называется двойной ориентацией, и типичен он для хронической шизофрении. Например, человек может верить, что он обладает сверх-человеческой способностью телепортации, но при этом спокойно ездить на такси или общественном транспорте.
Бред дифференцируют со сверхценными идеями. Последние представляют собой всепоглощающее изолированное убеждение, природа которого другая, чем при обсессиях или бреде. Сверхценные идеи отражаются на характере и типе поступков больного человека. Природа этого убеждения может быть выяснена при общении больного с врачом на тему событий его жизни. Если в семье человека два и больше члена умирают от рака, человек может начать считать, что рак передается воздушно-капельным путем. Хотя научно и доказать, что такой путь передачи для данной болезни не актуален. Иногда тяжело отличить бредовые идеи от сверхценных.
Психопатологическая структура бреда в зависимости от возраста больных
Для детского возраста (Бред обычно наблюдается у детей старше 10 лет) характерен образный Б. Интерпретативный Б. возникает в рудиментарных формах. Характерен Б. фантастического содержания, а также мало отличающиеся от бредоподобных фантазий инфантильные реформаторские планы и идеи изобретательства. Типичны также бредовые идеи ипохондрического содержания, идеи отношения к родителям, перерастающие затем в Б. «чужие родители», и протекающая с сенестопатиями бредовая дисморфофобия (см.), чаще наблюдающаяся у девочек.
В позднем возрасте преобладает либо интерпретативный Б. (чаще всего наблюдаются бредовые идеи ревности и преследования), либо Б. с преобладанием фабулирования — конфабуляторный Б. Характерна конкретность, обыденность содержания Б., узкий круг «преследователей», включающий лиц, с к-рыми больные встречаются в повседневной жизни,— Б. малого размаха. Ведущее место в содержании бредовых идей преследования занимают представления о причинении морального (придирки, сплетни, издевательства, оскорбления) и материального ущерба (порча имущества, воровство). При этом характерна многочисленность и крайняя детализация бредовых иллюзий, связанных с расположением и внешним видом окружающих больного предметов (Б. ущерба). Бредовые идеи с характером реформаторства и изобретательства в позднем возрасте встречаются редко. Идеи величия и переоценки собственной личности обычно носят конфабуляторный характер.